"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Борис Межуев: О сериале "Конец детства"

Досмотрел сериал "Конец детства". Снято неплохо, особенно удалось передать зловещий облик Сверхправителей и инфернальную подоплеку всего этого Прорыва. Уход детей показан как карикатура на протестантские представления о Rapture - восхищении праведников на небеса в конце времен.

Самый слабый и недотянутый момент - это история жизни и смерти Стормгрена.

Главное содержательное отступление от сюжета романа - ощущение полного бессилия людей как-то изменить планы Сверхразума в отношении своей судьбы. Все предопределено, и попытки сопротивляться этому предопределению заведомо обречены. 

В романе не все так просто - Сверхправители потому и блокируют развитие науки, что знают, люди обладают такими силами, над которыми эти правители не властны. Сверхправители сами рабы Сверхразума и ищут пути освободиться от него.  И хотя интонация романа какая-то колыбельно-убаюкивающая, спокойно усни, погибшее человечество, в финале задумываешься: а стоило ли людям верить этим "демонам"? 

Пока не знаю, как сам Кларк рефлексировал эту двойственность своего текста. А вот в фильме эта альтернатива отступает на второй план - тема христианского сопротивления завершается странным финалом второй серии - и к финалу третьего возникает то же ощущение, что и в "Меланхолии" Триера - против фатума не попрешь.

Может быть, так западная цивилизация оплакивает свой близящийся конец? Может быть, так объясняет самой себе, почему отказалась от космоса, холодного термояда и синтеза белка, почему целиком ушла в виртуальный мир?

В общем, поле для гаданий огромное, но действительно "Конец детства" слишком не случайный роман, чтобы его можно было оставить не замеченным.

Артур Кларк почувствовал очень остро вот это наступление постмодерна и попытался это запечатлеть и фантастически попал в нерв времени. Ведь действительно, впечатление шока было от его романа, какого-то гениального попадания в суть эпохи.

Чему нас учит "Конец детства" Кларка?

Принцип секуляризма - "не доверяй никому, сомневайся во всем", смысл постсекуляризма - "сомневайся в ангелах, доверяй чертям". Более того, пронеси эту веру до самой гибели человечества в огне Преисподней. Любое уклонение от этого пути назови "архаикой". Любое сомнение в благожелательных намерениях новых руководителей - "конспирологией". Любую мысль об освобождении - "экстремизмом".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...