С глубоким почтением и уважением к великому мастеру Падмасамбхаве, ощущение от которого во время поездки в Тибет вдохновило написать этот текст. Кратко, тот посыл, что я ощутил, можно выразить всего одним словом: недвойственность. Но глубина самого состояния безмерна. Часть, которую осознал на данный момент, излагаю ниже.
Чем сильнее желание, тем большее сопротивление оно вызывает. Возьмём простой пример. Вы просите друга налить вам чайку. Если вы говорите тихо и вежливо, мягко, то он с удовольствием это сделает. Но если вы орёте ему в ухо "Налей чаю!" и вдобавок ещё и пнёте его хорошенько, то даже если это ваш друг, его реакция может быть не очень дружественной, и вместо чая вы можете получить цепь событий, которая уведёт от изначального вроде бы безобидного желания очень далеко. То есть всего лишь увеличение силы синала меняет результат на противоположный или уводит неизвестно куда. И это касается абсолютно всех влияний, как физических, так и более тонких.
И чем дальше от физического уровня мы погружаемся, тем в большей степени надо уметь именно быть тихим и мягким, а не громким и жёстким. На самом грубом физическом уровне чем больше усилий приложишь, тем мощнее результат. Но на психическом часто ситуация обратная. Да и даже на физическом количество приложенных усилий не всегда работает в плюс. Но если мы погрузились на более глубинный уровень и там тихо и мягко что-то изменили, на физическом это может проявиться как лавина событий, мощно меняющих очень многое.
Таким образом, надо уметь превращать свои желания из громких и страстных в тихие и благостные, тогда они реализуются неизбежно, и, что не мало важно, не породят негативной кармы.
Но чем глубже мы погружаемся, тем ближе мы к Богу, и тем сильнее на нас влияет его воля. На самом глубинном уровне ничто не может существовать, не согласующееся с ней на 100%, на этом уровне полностью растворяется наше эго. На физическом мы ещё можем поиграться в свободную волю, но в глубине души есть лишь полное следование божественной воле. И даже при первых шагах навстречу себе истинному некоторые желания сразу не выдерживают этого и уходят, а не трансформируются, поскольку на более глубинном уровне существовать не могут в принципе. Стало быть, чем глубже мы погружаемся внутрь себя, тем меньше у нас своей воли, тем меньше желаний, то есть апофеоз мягкости тут в том, что нам даже хотеть не надо. Есть просто божественное присутствие и абсолютная удовлетворённость, отсутствие нужды в чем-либо. Как говорят на востоке, Сат-Чит-Ананда (бытие - сознание - блаженство). И всё происходит само собой неизбежно и наилучшим образом не только для нас.
Но, конечно, до этого надо ещё дорасти. Как?
На каждом уровне есть система полярностей, уравновешивающих друг друга. Стоит нам отождествиться с любой полярностью, мы утрачиваем целостность. А значит будем неосознанно раскачиваться из одной полярности в другую на текущем уровне, если вообще ещё ниже не скатимся. Поэтому эволюция желаний из грубых и порождающих страдания в сторону более утончённых и спокойных, избавляющих от страданий, вплоть до полного просветления и единства с Богом, происходит через выход за пределы текущей дуальности, через отсутствие отождествления только с одной полярностью.
Как это реализовать практически?
Одна из главных полярностей на любом из человеческих уровней "я и не-я", "я и другие". Если хочешь что-то для себя, хоти этого же и для других, причём не только на уровне хотения, но и действия: делись и помогай. С кем делиться, в каком количестве и как, тут уже огромное разнообразие ситуаций в зависимости от многих факторов и того, что именно хочешь. В общем, простор для творческого подхода. И, конечно, хотеть лучше не как то ли в притче, то ли в анекдоте: молился человек усердно, явился ему Бог, и говорит:
- Проси, чего хочешь! Но учти: то, что просишь, дам твоему соседу в два раза больше.
Человек подумал и сказал:
- Выколи мне один глаз!
Формулировка запроса в зависимости от уровня поляризации, особенностей желаемого, согласованность с душой в этом, и прочее - отдельная большая тема.
Так же важно быть адекватным своему текущему уровню. А то я встречался с тенденцией, что люди решали раньше времени, что они уже в полном единстве с Богом и им не надо ничего ни хотеть, ни делать, и начинали ждать, что в жизни всё само собой решится. Однако реальность часто в резкой форме ставит таких людей на место. Как, опять же, в анекдоте: бежит заяц по лесу, видит - ворона на ветке сидит. Он спрашивает:
- Ворона, ты что делаешь?
- Ничего
- О! Здорово! Я тоже буду ничего не делать.
Сел под деревом и сидит. Прибежала лиса и съела зайца. Ворона усмехнулась, и сказала:
- Вот дурачок! Чтобы ничего не делать, надо высоко сидеть.
Трезвая оценка своего текущего состояния в соответствии с желаемым - это тоже отдельная и тоже большая тема. И полярность "я - другие" - лишь одна из множества параметров процесса. И ещё, "ничего не делать" - это не совсем верно. Есть некая постоянная внутренняя работа по удержанию правильного состояния, которая для внешнего наблюдателя не очевидна. С недвойственной позиции "делать не делая" и "хотеть не желая".
Закон полярностей распространяется и на желание просветления. Если мы слишком сильно и громко его хотим, мы встречаем большое количество препятствий, искажаем пространство своими представлениями о просветлении и на эмоциональной волне рискуем впасть в другую полярность - омрачение ещё большее, когда во имя своей идеи просветления и избавления от эго, например, вручаем себя какому-нибудь сомнительному учителю чуть ли не в рабство, разочаровываемся, впадаем в депрессию. Но более правильная позиция - вместе с желанием просветления принять и то, что оно может не реализоваться, но тем не менее не прекращать практику. Сосредоточиться на самом процессе, а не результате, на благе всех существ, а не только своей духовности, на действиях в физическом мире, а не только медитации, и тогда, проходя круги опыта и избавляясь от заблуждений будешь двигаться от грубого к тонкому, уравновешивая крайности. И может даже дорастёшь до уравновешивания фундаментальной полярности "дух - материя", и подобно мастеру Падмасамбхаве, исчезнешь в свете, не оставляя после себя трупа, и не будет больше разделения "дух - материя", эти составляющие объединятся в нечто более всеобъемлющее. Но для тебя уже не будет манией достичь этого. При переходе в тело света часто остаются только волосы и ногти, но иногда не остаётся даже их. От Падмасамбхавы не осталось ничего.
Так же интересны полярности "мысль - безмолвие", "покой - движение". Я понял на тему практики медитации, что важно совмещать покой и движение, пустоту и форму. Ибо, опять-таки, если жаждешь покоя и пустоты, неизбежно впадаешь в крайность и утрачиваешь целостность, что уводит с пути. Я и раньше понимал это как-то, но сейчас по-новому. Со временем, я полагаю, смогу оформить это понимание в слова получше.
P.S. Текст этот начинал писать ещё в отеле в Ченду (Китай). Пока писал подумал: "Эх, жаль вайфай очень плохой". Буквально через минут 15 стук в дверь, я открываю, на пороге стоит китаец и говорит "Вайфай!" Заходит и устанавливает в номер новенький вайфай роутер, сигнал становится значительно лучше. Потом слышу, как он прошелся по всему этажу и установил вайфай не только мне. Будем считать это знаком, что я уловил тему эволюции желаний правильно, и пошел в осознавании куда послали, т.е. в нужном направлении, которое принесёт благо и людям вокруг меня )))
Комментариев нет:
Отправить комментарий