Душеядность (ср. плотоядность) — стремление подчинить себе чужую душу, присвоить ее энергию, витальность.
Душеядность — вкрадчивый, испытующий подход к человеку, стремление войти в доверие, расположить к себе, вызвать на откровенность — с тем, чтобы завладеть его душой.
Душеядные миссионеры, проповедники-душееды сами насыщаются тем пылом, верой, энтузиазмом, который вызывается их проповедью, .
Классический пример душеядности — подпольный человек Достоевского, для которого "дружба" — это опыт поглощения чужой души и воли: "... я хотел неограниченно властвовать над его душой... Я испугал его моей страстной дружбой; я доводил его до слез, до судорог; он был наивная и отдающаяся душа... он и нужен был мне только для одержания над ним победы, для одного его подчинения".
Формы душеядности могут варьироваться от агрессивно-истязательных (Иудушка Головлев у М. Салтыкова-Щедрина) до кротко-деликатных (графиня Лидия Ивановна в "Анне Карениной" Л. Толстого).
В новелле "Марио и волшебник" Т. Манн показывает, как душеядность в виде магически-политической манипуляции может воздействовать на целое общество.
(с) Михаил Эпштейн
Душеядность — вкрадчивый, испытующий подход к человеку, стремление войти в доверие, расположить к себе, вызвать на откровенность — с тем, чтобы завладеть его душой.
Душеядные миссионеры, проповедники-душееды сами насыщаются тем пылом, верой, энтузиазмом, который вызывается их проповедью, .
Классический пример душеядности — подпольный человек Достоевского, для которого "дружба" — это опыт поглощения чужой души и воли: "... я хотел неограниченно властвовать над его душой... Я испугал его моей страстной дружбой; я доводил его до слез, до судорог; он был наивная и отдающаяся душа... он и нужен был мне только для одержания над ним победы, для одного его подчинения".
Формы душеядности могут варьироваться от агрессивно-истязательных (Иудушка Головлев у М. Салтыкова-Щедрина) до кротко-деликатных (графиня Лидия Ивановна в "Анне Карениной" Л. Толстого).
В новелле "Марио и волшебник" Т. Манн показывает, как душеядность в виде магически-политической манипуляции может воздействовать на целое общество.
(с) Михаил Эпштейн
Комментариев нет:
Отправить комментарий