Анешвари (полагаем, что это перевод работы Э. Чалиер-Висувалингам)
Бхайрава – наиболее ужасающий аспект Шивы.Он часто изображается с нахмуренными бровями, злыми глазами и с клыками как у тигра, Его волосы огненного цвета, Он совершенно голый, украшенный только гирляндами из черепов и змеями на горле и руках. Он держит аркан, трезубец, даммару и череп.
Согласно мифу Шива сотворил Бхайраву из самого себя, чтобы наказать Брахму. Бхайрава
- это воплощение страха, и говорится, что те кто хотят поклоняться ему, должны исследовать и распознать источник всех своих страхов. Его имя состоит от корня БХИ ञिभी॒ भ॒ये – в смысле «страх». Бхайрава означает «страшный, жуткий, ужасающий». Наиболее подходящая жертва Бхайравае – черная собака.
Цикл легенд связанный с Бхайраваой чаще всего рассказывает о группе лесных отшельников и отношениях Шивы с Брахмой. По легенде Брахма возжелел свою дочь, рожденную из ума, и чтобы видеть ее повсюду, он отрастил четыре головы. Так появилось четыре направления света. И из-за этого желания Брахма не мог больше оставаться в пределах самого себя. Некоторые тексты дополняют, что желание Брахмы было вызвано Камой (Богом Желания), который был рожден специально, чтобы вводить людей в заблуждение.
Для того, чтобы выполнять свою задаче Брахма дал Каме стрелы любви и Кама тут же опробовал их на самом Брахме. Пораженная поведением Брахмы, его дочь, которая по разным версиям мифа имеет разные имена, поднялась на небеса. И этим она спровоцировала Брахму отрастить еще одну пятую голову, квинтэссенцию всех четырех и на небесах овладеть своей дочерью. Увидев все это Шива отрубил пятую голову Брахмы ногтем большого пальца левой руки.
Но совершив грех убийства Брахмана Шива- Бхайрава теперь вынужден выполнять обряд искупления и бродить с черепом, в который превратилась пятая голова Брахмы, по всему свету и просить милостыню. По дороге Бхайрава забрел в лес, где жили аскеты, выполняющие суровый тапас и поддерживали священный огонь. Но аскеты не узнали Бхайраву, явившегося перед ними абсолютно нагим, держащим только череп в руке. У него было черное лицо и он выл и танцевал как сумасшедший. Своим появлением он отвлек мудрецов от выполнения обетов и более того, вызвал интерес их жен. Они бросились к Нему забыв про всякий стыд, изнемогая от желания. Аскеты так разгневались за это на Бхайраву, что прокляли Его лингам, и так как проклятие их было сильно благодаря аскезам, то лингам упал на землю, но превратился там в колонну огненного света, а на месте старого лингама появился новый. Но и он тоже был проклят и тоже упал и превратился в свет. И так множество раз. По другой версии лингам упал только один раз, но появился новый и жены решили бросить аскетов и неотступно следовать за Бхайравой. Бхайрав удаляется вместе с женами и направляется в дом Вишну. Охранник Вишну Вишвакшен тоже не узнал Бхайраву и попытался Его не пустить. Несчастный привратник был убит трезубцем. Затем Вишну пытается наполнить череп Бхайравы кровью, которую он произвел из своего лба. Но череп оказалось практически невозможно наполнить. Так Бхайрава уходит от Вишну с трупом Вишвакшена на плече и черепом наполовину наполненным кровью поддержателя вселенной. Избавление от черепа происходит только в священном городе Бенаресе.
Этот комплекс легенд прежде всего связан с грехом убийства Брахмана, и наказанием за этот грех. Ведические книги предписывают таким преступникам жить в одиночестве в лесу, прося подаяние. Он должен повсюду носить с собой череп убитого Брахмана как чашу для подаяния. Такая аскеза длится 12 лет. Такое наказание созвучно с обетом лесных отшельников, садху.
Фигура Бхайравы пародаксальна в Индийской мифологии, так как Он нарушает все принятые нормы и законы. Бхайрава – дикий и не обузданный аспект Шивы. Он убивает самого Брахму, а также охранителя врат обители поддержателя мира, Он оскорбляет аскетов и совращает их жен и танцует с ними в дикой неистовой пляске. Его лингам, упав на землю породил святые места.
«На горе был прекрасный лес Дару, в котором жили святые… Сам Шива, приняв необычную форму пришел в этот лес, чтобы испытать их веру. Он был очарователен, абсолютно обнажен и только пепел служил ему украшением и покрывал все Его тело. Бродя вокруг, и держа член в руке, Он стал хвастаться и выделывать развратные выходки».
«Он то дико танцевал, то кричал. Он бродил вокруг жилища отшельников подобно нищему. Не смотря на Его странную внешность и загорелый цвет кожи, Он привлек внимание женщин. Они распустили волосы, некоторые катались по земле и делали призывные жесты даже в присутствии мужей.
Святые возопили, что у Шивы, носящего трезубец, тело полно дурных знаков, что у Него нет никакой скромности, Он гол и плохо сложен. Он живет в компании злых духов и призраков» (Шива Пурана стр.55-56).
Ключевым моментом этого мифа является проклятие мудрецами Лингама, который упав на земль превратился в огненный столб света. Мудрецы проклинают снова, и снова на землю падает колонна света, а вместо старого лингама отрастает новый.
Согласно Шива пуране, как только мудрецы распознали Шиву, Он дает им наставления:
«Мир не найдет покоя до тех пор, пока не найдется место для моего полового органа. И никто другой на сможет поместить мой орган кроме Госпожи Гор. Как только она поместит мой орган, так сразу же в мир придет покой». Затем Шива наставляет мудрецов как следует почитать Лингам. «До тех пор пока фаллос не будет установлен – не будет мира ни в одном из трех миров. Чтобы успокоить гнев надо поливать этот божественный фаллос святой водой, построить основание для него в форме вагины и установить Его там с молитвами, подношениями, простираниями, гимнами, под сопровождение музыкальных инструментов. Затем следует призвать Бога, говоря «О Господь, ты источник вселенной, ее основа. Ты – во всем что существует. Вселенная – лишь твоя форма. О Благосклонный, Стань спокойным и защити весь мир».
В Тамильской Канда пуране Шива испытывает мудрецов появившись в компании красивой куртизанки Мохини. Эта куртизанку на самом деле была Вишну, которого Шива попросил принять эту форму (Шива попросил принять Вишну форму куртизанки еще раньше для того, чтобы соблазнить ее). В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду. В это время Шива в форме нищего соблазнил жен мудрецов. Позже мудрецы и из жены встретились в лесу и поняли, что они стали жертвами хитростей Вишну и Шивы. Мудрецы вызвали к жизни ужасного. тигра и он напал на Шиву. Но Шива убил его и одел шкуру как на бедренную повязку. Затем мудрецы наслали огонь, но он превратился в трезубец. Потом они послали антилопу, но Шива схватил ее левой рукой, потом – змей, но Шива использовал их в качестве украшения. Тогда демоны выступили против Шивы, но он успокоил их одним жестом руки и они стали служить Ему. Вся магия мудрецов оказалась бессильна против Шивы и они согласились исполнять Шайва ритуалы.
Мудрецы потеряли всякий смысл выполнения своей аскезы и ритуалов и так освободились от ограничений, связывающих их. Мудрецы, обеспокоенные Шивой, возмутились Его поведением. Но надо сказать, что они выполняли свою аскезу и ритуалы с целью достичь власти и могущества, а не ради окончательного освобождения. Поэтому они не увидели, что Бхайрава ломает все ограничения и границы так как Он, Бог, вне всяких ограничений.
Стела Крамрисч отмечает, что далеко не все, кто покланяется Шиве как высшему нищему, видят Его одинаково. Шива поочередно то вводит в гнев, то совращает, то сеет замешательство, то смущает, то освещает. Он является своим бхакта в той форме, в которой они уже готовы пережить Его.
«Отрубив голову Творца и убив охранника в доме Поддержателя, Бхайрава прорвался сквозь все оковы и ограничения. Ужасающий, презренный, голый, или в шкурах, только подчеркивающих Его наготу, противоречащий сам себе, с восхитительной улыбкой в уголках рта, Он прикрывает свои клыки. Господь предстает как Бхикшатанамурти, как молодой нищий-попрошайка; Он Какналамурти когда несет убитого Вишвакшена; Он Бхайрава – пугающий и несущий смерть; или строгий и неумолимый с черными матовыми волосами вьющимися как языки пламени – Махакала».
Демонстрируя противоречия, смущая, а затем освобождая мудрецов, Бхайрава выполнил свой обет Капалина. Когда Бхайрава достигает священного города Банареса, то череп Брахмы отваливается от Его руки и распадается на 1000 кусочков. Так завершается экстатическое паломничество Бхайравы, когда Он освобождается от оков собственного сознания.
Бхайрава – наиболее ужасающий аспект Шивы.Он часто изображается с нахмуренными бровями, злыми глазами и с клыками как у тигра, Его волосы огненного цвета, Он совершенно голый, украшенный только гирляндами из черепов и змеями на горле и руках. Он держит аркан, трезубец, даммару и череп.
Согласно мифу Шива сотворил Бхайраву из самого себя, чтобы наказать Брахму. Бхайрава
- это воплощение страха, и говорится, что те кто хотят поклоняться ему, должны исследовать и распознать источник всех своих страхов. Его имя состоит от корня БХИ ञिभी॒ भ॒ये – в смысле «страх». Бхайрава означает «страшный, жуткий, ужасающий». Наиболее подходящая жертва Бхайравае – черная собака.
Цикл легенд связанный с Бхайраваой чаще всего рассказывает о группе лесных отшельников и отношениях Шивы с Брахмой. По легенде Брахма возжелел свою дочь, рожденную из ума, и чтобы видеть ее повсюду, он отрастил четыре головы. Так появилось четыре направления света. И из-за этого желания Брахма не мог больше оставаться в пределах самого себя. Некоторые тексты дополняют, что желание Брахмы было вызвано Камой (Богом Желания), который был рожден специально, чтобы вводить людей в заблуждение.
Для того, чтобы выполнять свою задаче Брахма дал Каме стрелы любви и Кама тут же опробовал их на самом Брахме. Пораженная поведением Брахмы, его дочь, которая по разным версиям мифа имеет разные имена, поднялась на небеса. И этим она спровоцировала Брахму отрастить еще одну пятую голову, квинтэссенцию всех четырех и на небесах овладеть своей дочерью. Увидев все это Шива отрубил пятую голову Брахмы ногтем большого пальца левой руки.
Но совершив грех убийства Брахмана Шива- Бхайрава теперь вынужден выполнять обряд искупления и бродить с черепом, в который превратилась пятая голова Брахмы, по всему свету и просить милостыню. По дороге Бхайрава забрел в лес, где жили аскеты, выполняющие суровый тапас и поддерживали священный огонь. Но аскеты не узнали Бхайраву, явившегося перед ними абсолютно нагим, держащим только череп в руке. У него было черное лицо и он выл и танцевал как сумасшедший. Своим появлением он отвлек мудрецов от выполнения обетов и более того, вызвал интерес их жен. Они бросились к Нему забыв про всякий стыд, изнемогая от желания. Аскеты так разгневались за это на Бхайраву, что прокляли Его лингам, и так как проклятие их было сильно благодаря аскезам, то лингам упал на землю, но превратился там в колонну огненного света, а на месте старого лингама появился новый. Но и он тоже был проклят и тоже упал и превратился в свет. И так множество раз. По другой версии лингам упал только один раз, но появился новый и жены решили бросить аскетов и неотступно следовать за Бхайравой. Бхайрав удаляется вместе с женами и направляется в дом Вишну. Охранник Вишну Вишвакшен тоже не узнал Бхайраву и попытался Его не пустить. Несчастный привратник был убит трезубцем. Затем Вишну пытается наполнить череп Бхайравы кровью, которую он произвел из своего лба. Но череп оказалось практически невозможно наполнить. Так Бхайрава уходит от Вишну с трупом Вишвакшена на плече и черепом наполовину наполненным кровью поддержателя вселенной. Избавление от черепа происходит только в священном городе Бенаресе.
Этот комплекс легенд прежде всего связан с грехом убийства Брахмана, и наказанием за этот грех. Ведические книги предписывают таким преступникам жить в одиночестве в лесу, прося подаяние. Он должен повсюду носить с собой череп убитого Брахмана как чашу для подаяния. Такая аскеза длится 12 лет. Такое наказание созвучно с обетом лесных отшельников, садху.
Фигура Бхайравы пародаксальна в Индийской мифологии, так как Он нарушает все принятые нормы и законы. Бхайрава – дикий и не обузданный аспект Шивы. Он убивает самого Брахму, а также охранителя врат обители поддержателя мира, Он оскорбляет аскетов и совращает их жен и танцует с ними в дикой неистовой пляске. Его лингам, упав на землю породил святые места.
«На горе был прекрасный лес Дару, в котором жили святые… Сам Шива, приняв необычную форму пришел в этот лес, чтобы испытать их веру. Он был очарователен, абсолютно обнажен и только пепел служил ему украшением и покрывал все Его тело. Бродя вокруг, и держа член в руке, Он стал хвастаться и выделывать развратные выходки».
«Он то дико танцевал, то кричал. Он бродил вокруг жилища отшельников подобно нищему. Не смотря на Его странную внешность и загорелый цвет кожи, Он привлек внимание женщин. Они распустили волосы, некоторые катались по земле и делали призывные жесты даже в присутствии мужей.
Святые возопили, что у Шивы, носящего трезубец, тело полно дурных знаков, что у Него нет никакой скромности, Он гол и плохо сложен. Он живет в компании злых духов и призраков» (Шива Пурана стр.55-56).
Ключевым моментом этого мифа является проклятие мудрецами Лингама, который упав на земль превратился в огненный столб света. Мудрецы проклинают снова, и снова на землю падает колонна света, а вместо старого лингама отрастает новый.
Согласно Шива пуране, как только мудрецы распознали Шиву, Он дает им наставления:
«Мир не найдет покоя до тех пор, пока не найдется место для моего полового органа. И никто другой на сможет поместить мой орган кроме Госпожи Гор. Как только она поместит мой орган, так сразу же в мир придет покой». Затем Шива наставляет мудрецов как следует почитать Лингам. «До тех пор пока фаллос не будет установлен – не будет мира ни в одном из трех миров. Чтобы успокоить гнев надо поливать этот божественный фаллос святой водой, построить основание для него в форме вагины и установить Его там с молитвами, подношениями, простираниями, гимнами, под сопровождение музыкальных инструментов. Затем следует призвать Бога, говоря «О Господь, ты источник вселенной, ее основа. Ты – во всем что существует. Вселенная – лишь твоя форма. О Благосклонный, Стань спокойным и защити весь мир».
В Тамильской Канда пуране Шива испытывает мудрецов появившись в компании красивой куртизанки Мохини. Эта куртизанку на самом деле была Вишну, которого Шива попросил принять эту форму (Шива попросил принять Вишну форму куртизанки еще раньше для того, чтобы соблазнить ее). В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду. В это время Шива в форме нищего соблазнил жен мудрецов. Позже мудрецы и из жены встретились в лесу и поняли, что они стали жертвами хитростей Вишну и Шивы. Мудрецы вызвали к жизни ужасного. тигра и он напал на Шиву. Но Шива убил его и одел шкуру как на бедренную повязку. Затем мудрецы наслали огонь, но он превратился в трезубец. Потом они послали антилопу, но Шива схватил ее левой рукой, потом – змей, но Шива использовал их в качестве украшения. Тогда демоны выступили против Шивы, но он успокоил их одним жестом руки и они стали служить Ему. Вся магия мудрецов оказалась бессильна против Шивы и они согласились исполнять Шайва ритуалы.
Мудрецы потеряли всякий смысл выполнения своей аскезы и ритуалов и так освободились от ограничений, связывающих их. Мудрецы, обеспокоенные Шивой, возмутились Его поведением. Но надо сказать, что они выполняли свою аскезу и ритуалы с целью достичь власти и могущества, а не ради окончательного освобождения. Поэтому они не увидели, что Бхайрава ломает все ограничения и границы так как Он, Бог, вне всяких ограничений.
Стела Крамрисч отмечает, что далеко не все, кто покланяется Шиве как высшему нищему, видят Его одинаково. Шива поочередно то вводит в гнев, то совращает, то сеет замешательство, то смущает, то освещает. Он является своим бхакта в той форме, в которой они уже готовы пережить Его.
«Отрубив голову Творца и убив охранника в доме Поддержателя, Бхайрава прорвался сквозь все оковы и ограничения. Ужасающий, презренный, голый, или в шкурах, только подчеркивающих Его наготу, противоречащий сам себе, с восхитительной улыбкой в уголках рта, Он прикрывает свои клыки. Господь предстает как Бхикшатанамурти, как молодой нищий-попрошайка; Он Какналамурти когда несет убитого Вишвакшена; Он Бхайрава – пугающий и несущий смерть; или строгий и неумолимый с черными матовыми волосами вьющимися как языки пламени – Махакала».
Демонстрируя противоречия, смущая, а затем освобождая мудрецов, Бхайрава выполнил свой обет Капалина. Когда Бхайрава достигает священного города Банареса, то череп Брахмы отваливается от Его руки и распадается на 1000 кусочков. Так завершается экстатическое паломничество Бхайравы, когда Он освобождается от оков собственного сознания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий