Чем занудство отличается от пошлости? В обоих есть инерция повтора. Но пошляк повторяет чужое (общее, известное), а зануда – свое (зацикливается на любимой мысли). Пошляк утверждает, что Волга впадает в Каспийское море, а зануда объясняет, что Каспийское море вовсе не море, а озеро, поскольку окружено со всех сторон сушей. Зануда высшего ранга поправляет обоих: в Каспийское озеро впадает не Волга, а Кама, притоком которой является Волга (и гидрографически он совершенно прав. В месте слияния Камы и Волги первая мощнее второй). Пошляк с пафосом повторяет за другими, как если бы это было свое, а зануда твердит свое, как если бы это было нужно другим.
Пошляк стремится к красоте, а зануда к истине. На вопрос, как дела, пошляк отвечает бравым "лучше всех" или рифмованным "как сажа бела", а зануда начинает упорно рассказывать, как дела. Пошляку важен эффект, а зануде - деталь. Пошляк претенциозен и самодоволен, зануда тщателен и назидателен. Романтизм вырождается в пошлость, а реализм - в занудство. Гоголь, подводя итог романтизму, открыл "пошлость пошлого человека", а Чехов, подводя итог реализму, - занудство занудного. Его самые характерные герои, вроде Беликова из "Человека в футляре", не столько пошляки, сколько зануды.
Пошляк стремится к красоте, а зануда к истине. На вопрос, как дела, пошляк отвечает бравым "лучше всех" или рифмованным "как сажа бела", а зануда начинает упорно рассказывать, как дела. Пошляку важен эффект, а зануде - деталь. Пошляк претенциозен и самодоволен, зануда тщателен и назидателен. Романтизм вырождается в пошлость, а реализм - в занудство. Гоголь, подводя итог романтизму, открыл "пошлость пошлого человека", а Чехов, подводя итог реализму, - занудство занудного. Его самые характерные герои, вроде Беликова из "Человека в футляре", не столько пошляки, сколько зануды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий