понедельник, 20 октября 2025 г.

Ambrose Von Sievers: О тайне

Неоднократно приходилось возвращаться к теме тайны, т. е. mysterium, не только Веры но и всего Христианства. При публичности Церкви ее таинственная жизнь сохраняется, причем не только в Святых Таинствах (sacramentum), но собственно жизни. Представление протестантов что ныне все — цари и священники в актуальном смысле — наивны в высшей степени. Харизматические дары не отменяют самой иерархии даже в протестантском смысле, хотя сие почти всегда отрицается, как в противовес Папизму.

Но хотелось бы обраться к свидетельству святого Климента Александрийского, коего почему то выкинули из святцев, при сохранении его авторитета как Отца и Учителя Церкви. В своих «Строматах» гл.10 «И по рассуждению Апостолов тайны веры должны быть облекаемы покровом» он пишет: 

«Преславный и Божественный Апостол имел все основания сказать: Чрез откровение возвещена мне эта тайна, о которой выше я писал вам кратко, так что читая вы можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена людям предшествующих поколений, как теперь она открыта святым Его Апостолам и пророкам (Еф. III. 3—5). Потому что есть для христиан совершенных некоторое особое учение, о котором в послании к Колоссянам Апостол пишет так: Мы не перестаем молиться о вас и просить Бога, чтобы Он исполнял вас познанием воли Его во всякой премудрости и всяком разумении духовном, чтобы вы вели себя достойно Бога, во всем стараясь угождать Ему, припася плоды всякого рода добрыми делами, возрастая в познании о Боге; словом, чтобы вы укреплялись всякого рода добрыми качествами по могуществу славы Его (Кол. I, 9—11). И за тем Апостол присовокупляет: По домостроительству Божию, мне вверенному. чтоб осуществить оное относительно вас, чтобы исполнять относительно вас слово Божие, я проповедую вам тайну, остававшуюся сокрытою ото всех веков и предшествующих поколений, ныне же открытую всем святым, которым Бог благоволи «показать между язычниками, какое богатство славы в тайне сей (Кол. 1, 25—27). Следовательно, иное дело тайны, остававшиеся сокрытыми даже до времен Апостольских и знание которых нам передано Апостолами, в свою очередь получившими оное от Господа; это тайны, сокрытые в ветхом завете, а ныне открытые святым; и иное дело богатство славы в тайне сей для язычников (Кол. I, 29) состоящее в вере и надежде на Христа, которого в другом месте Апостол называет основанием здания (1 Кор. III. 10). Далее, как бы из желания вполне очертить это познание, он присоединяет: Вразумляя всякого человека и научая его всякой премудрости, дабы вделать всякого человека совершенным во Христе Иисусе (Кол. I, 28).

Заметьте хорошенько: под всяким человеком здесь не нужно разуметь безусловно всех вообще, потому что в таком случае не было бы и неверующих; далее, Апостол и не то хочет сказать, что для достижения совершенства достаточно веры во Христа Иисуса, нет; всякий человек, выражение это означает цельного, полного человека, очищенного и по душе и по телу. И чтоб убедиться вам, что совершенство, т. е. познание, не есть удел всех и каждого (1 Кор. VIII, 7), слушайте опять Апостола: Дабы соединенные в любви они богатели всяким богатством совершенного разумения, открывающего им познание тайны Бога и Отца и Христа, в котором совмещены все сокровища премудрости и ведения (Кол. II, 2, 3). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней и ее сопровождая благодарением (Кол. IV, 2). Благодарный благодарит Бога не только за то, что к душе имеет отношение и за блага духовные, но также и за то, что имеет отношение к телу и за блага телесные. Но Апостол дает нам и еще яснейшее доказательство того, что познание не есть достояние всякого (1 Кор. VIII. 7). Он пишет: Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь слова, дабы возвещать тайну Христову, за которую я нахожусь, в цепях и дабы мне так открыт её людям, как она должна быть открыта (Кол. IV, 3,4). у Евреев были даже особые заповеди, передававшиеся устно и без посредства письменного. Судя по времени, в течение коего вас учат, говорит Апостол, вам надлежало бы быть учителями, так как вы состарились на ветхом завете; и тем не менее вас нужно снова учит первым началам слова Божия; вы оказываетесь такими, что вам следует молоко давать, а не твердую пищу. Всякий, молоком питаемый, неспособен понимать учение правды, потому что он еще младенец; твердая же пища свойственна совершенным и дух которых долгим упражнением приучен различать добро от зла: посему оставив речь о первых начатках и основаниях учения Христова, воспарим к совершеннейшему (Евр. V, 12 — 14; VI, 1). Но и Варнава, содействовавший Павлу своим словом в апостольском его служении язычникам, говорит: «Пишу вам для того с такой простотой, чтобы вы меня поняли». И за тем он, точнее указывая путь и ступени гностического предания, пишет: «Что говорит им Моисея пророк святой: Вот что говорит Господь Бог: Вступайте во владение этой, плодоносной землей, которою Господь Бог клялся Аврааму, Исааку и Иакову, и владейте этою землею, где текут молоко и мед; И вам дал ее в наследство (Исх. XXXIII, 1; Лев. XX, 24). Смотрите, что открывается нам в этих словах ведением: ««Надейтесь на Христа, который имеет явиться среди вас во плоти как человек»». Земля страждущая здесь означает человека, потому что Адам создан был из глины, взятой с поверхности земли. И какой способ выражений! Бог называет землю плодоносную текущею медом и молоком. Благословен Господь наш, братие, давший нам премудрость и ведение своих сокровенных тайн. И пророк говорит: «Кто уразумеет притчу Господа, как не премудрый и верующий и любящий своего Господа?». Познание этих вещей и действительно даровано лишь немногим. И однако же, как еще Варнава говорит, Господь не по зависти или ревности восклицает в Евангелии: «Тайны Мои суть достояние Мое и чад дома Моего» (Ис. II, 16). Нет, Он сказывает сим только то, что своим избранным Он дарует пристанище верное, свободное от всяких забот и сует, дабы, оценив важность выбора ими сделанного и его последствий, они стали выше зависти. Кто не знает о добре, тот и действительно состоит человеком дурным и злым, потому что благ один только Отец (Мф. XIX, 17). Не знать Отца - это равносильно смерти; тогда как знать Отца, эго жизнь вечная (Иоан. XVII. 3), потому что это значит часть иметь в нескончаемом Божием всемогуществе. Не подлежать смерти, это уже божественное свойство; тот, следовательно, кто уклоняется от познания Бога, идет на смерть. Посему еще пророк говорил: И дам Я тебе сокровища во тьме хранимые и богатства невидимыя, таинственныя, чтобы ты знал, что Я Господь Бог (Ис. XLV, 3). Давид также вопиет в своих псалмах: Но Ты, Господи, Ты возлюбил истину; Ты открыл мни, тайны твоей мудрости (Пс. L, 4). День дню речь передает, т. е. то, что писано без всякой прикровенности и ясно; «ночь ночи открывает знание, т. е. познание сокрытое под покровом таинственных эмблем и иносказаний; и нет языка и наречия, на котором не был бы услышан голос их (Пс. XVIII, 2, 3), т. е. Богом услышан, изрекшим эти слова: Сотворит ли что во мраке кто и не увижу Я его? Вот почему учение и названо просвещением, потому что им открываются сокровенные тайны, потому что только Глава скинии открыл крышку кивота завета, совершенно в противность тому, что поэты о Зевсе говорят, изображая его закрывающим бочку с благами, а открывающим ту, в которой содержится зло. Я не сомневаюсь, что придя к вам, я сопровождаем был бы полным благословением благовествования Христова, говорит Апостол. Дар духовный (Рим I, 11) и предание гностическое, которое он горит желанием передать Римлянам устно и лицом к лицу, потому что для него невозможно было сообщать то письменно, обои он называет полнотой Христовой (Рим. XV. 29), потому что в обоих содержится откровение тайны, которая оставались сокровенною в течение веков, явлена же ныне чрез писания пророческие, и по определению вечного Бога соделалась известною всем народам для приведения их в покорность веры (Рим. XIV,24, 25). Апостол говорить всем, разумея под ними тех, кои веровали в бытие Божие. Но и из сих немногим открыт смысл тех тайн. На это уже и Платон указывает, говоря в письмах о Боге: «Писать же должно в выражениях загадочных, чтобы в случае потери тобой записной твоей книжки на суше или на море, кто найдет ее и будет читать, не мог понять ее». Понятие о Бете вселенной, который превыше всякого слова, превосходит собой всякое воображение и всякое разумение, действительно как и может быть передано на письме? Слово бессильно выразить всю бесконечность Его всемогущества. Свое мнение о сем Платон выражает в следующих словах: «Остерегайся, чтобы твоя записная книжка когда-нибудь не попала в руки недостойные, и чтобы тебе не раскаяться в этой оплошности. Наилучшим предохранительным средством от этого служит, это—ничего не писать, но поверять все лишь своей памяти, потому что невозможно, да, невозможно, чтобы вещи, писанные когда-нибудь не попали в чужие руки». Св. Павел Апостол, остающийся верным символическому языку пророков и времен древних, из которых Грецией и почерпнуты прекраснейшие из ее учений, говорит почти этим языком Платона. Мы проповедуем, говорит он, мудрость эту между совершенными,—не мудрость этою мира и не князей сею мира мудрость, которая преходяща, но проповедуем мы премудрость Божию, в своей таинственности остающуюся сокровенной (1 Кор. П. 6. 7). Далее он внушает нам осторожность пускать эти учения в народ. И я, пишет он, мои братия, не мог говоришь с вами как с людьми духовными, но только как с плотскими. Как младенцев во Христе я вас питал только молоком, а не твердою пищей, потому что вы были не восприимчивы для этою, да и теперь еще плотские (1 Кор. III, 1—3). Так как молоко, по выражению Апостола, есть пища детей, а твердой пищей могут питаться только взрослые (Евр. V, 13, 14), то под первым следует разуметь первоначальную пищу душевную, сообщаемую оглашенным, а под второй полное и окончательное допущение к созерцанию тайн. Плоть и кровь Логоса что собой означают? Уразумение Божественных всемогущества и существа. Вкусите и видите, что Христос есть Господь, (Пс. XXXIII, 9), говорит пророк. И действительно. Господь при этом вкушении сам себя сообщает тем, которые касаются этой пищи духовнейшим образом. Говорю: духовнейшим образом, потому что, по Платону, сему усерднейшему почитателю истины, душа сама себя питает. Говорю о сообщении Господом себя самого в таинстве тела и крови Его, потому что вкушение от плоти Божественного Логоса (Иоан. I, 14) и питие от Его крови (Иоан. VI, 53 и д.) равносильно познанию Божественного существа. Вот почему Платон во 2-й кн. своего творения «О государстве» пишет: «Обращаясь же к Богу не поросенка должно приносить в жертву, но нечто по истине великое и драгоценнейшее, сравнительно малодоступное». Прислушаемся в свою очередь и к говоримому Апостолом: Наш пасхальный Агнец—Христос, за нас закланный (1 Кор. V, 7). Жертва по истине великая и драгоценнейшая: Сын Божий Себя принесший в жертву за нас». Сего не достаточно. Тайна подразумевает благоговейный страх и трепет. В толковании на стих «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Прит.14:26) он пишет: «Трепет - это страх Божий. Но если страх есть страстное состояние души, как говорят наши противники, то далеко не каждый страх есть душевное смятение. Страх перед демонами отличается смятенностью души потому, что демоны и сами находятся в постоянном внешнем и внутреннем волнении. Бог же, напротив, безстрастен, поэтому и страх Божий не вносит в душу никакого смятения. В действительности это не страх Самого Бога, но страх потерять Его. Страх такого рода - это страх пасть в путы зла, страх злого. Этот страх есть желание безсмертия и стремление к свободе от страстей». 

Там же в «Строматах» святой повторяет cвою мысль: «Страх — начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти».

Ничего не меняется даже в наш дегенеративный век.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.