А. А. Зоткин (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, alzo@yandex.ru)
Зоткин А. А. Мифологема Атлантиды в творчестве Платона // Суверенитет – безопасность – интеграция как константы устойчивого государственного развития: международный опыт и национальные реалии. К 30-летию Института Президентства Республики Беларусь. Белорусская политология: многообразие в единстве : материалы Х междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 31 мая – 1 июня 2024 г.). В 2 ч. – Гродно : ГрГУ, 2024. Ч. 1 / ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: В. Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – С. 211-212; общ. 301 с.
В мировой литературе за повествованием Платона о некогда цветущей, но, как судом определили боги, достойной гибели стране, утвердилось название мифа об Атлантиде. Историку политической мысли этот
211
миф интересен помимо прочего как некая мифологема, сакральное содержание сюжета мифа [6, с. 210], которое нам раскрывает значимый безотносительно ко времени, устойчивый, непреходящий смысл. Искомый смысл здесь тесно связан с необъяснимым парадоксом гибели страны, по сути дела всей цивилизации атлантов, основанной богами, которых чтили граждане, неукоснительно блюдя законы, данные богами при основании их государства.
Для человечества, следящего чуть больше полувека за стрелками Часов Судного дня, послание Платона в вечность более чем актуально. Согласно им у нас есть ровно 30 секунд, чтобы понять, что может человечество предохранить от планетарной катастрофы.
Диалог «Критий», в котором нам представлен миф об Атлантиде, является одним поздних у Платона. Тест диалога явно не дописан автором, поставившим себе целью проиллюстрировать справедливое государство, описанное им в главном политическом и философском тексте – диалоге «Государство». И, тем не менее, нечто крайне важное Платон успел и в недописанном сказать.
Помимо «Государства» текст «Крития» опирается на непосредственно ему предпосланный Платоном диалог «Тимей», в начале которого один из собеседников Сократа, Критий, обещает рассказать (19d – 20с; 26с – 27b) о предках афинян, живущих в соответствии с идеями Платона, изложенными им в «Государстве». В нем третий собеседник, а именно Тимей, дает подробнейшее космологическое обоснование как идеального государства, так и идеального человека (69с – 92b). Лишь после этого философ переходит к следующему диалогу, намереваясь описать, как утверждает Критий, реально процветавшее когда-то государство пра-афинян.
Однако, сказанное в «Критии» не просто сопоставить с идеями Платона, изложенными им «Государстве» [4, с. 449–450], во-первых, потому, что государству предков афинян в дошедшем до нас тексте отведено совсем немного места. По большей части в нем описано другое государство, Атлантида. А во-вторых, центр повествования философом смещен на факт войны между атлантами и пра-афинянами, причины и ход которой, впрочем, не ясны, но ее вплетение в сюжет, конечно, не случайно.
Платон за разом раз подчеркивает непримиримую вражду несочетаемых в своей основе общностей. Введением в рассказ войны заявлено, что государство афинян и им противостоящего, атлантов, непримиримы по своей сути. И более того, здесь сами боги оказываются сторонниками афинян, устраивая свой бескомпромиссный суд над гражданами Атлантиды.
Вмешательство в войну богов утверждает неумолимую смертность пути атлантов и жизненность – афинян. Именно это хочет нам представить, древнегреческий мыслитель, предельно заостряя тему правильного государства введением в центр повествования непримиримой войны между
212
атлантами с их умалением божественной (нравственно-космической) природы государства и сохранившими ее пра-предками Платона.
Проводя сравнительный анализ двух, по сути дела, идеальных и могущественных государств, следует отметить как общее, так и различное меж ними по трем затрагиваемым в повествовании аспектам:
1) глубинная основа любого государства и его хранительница – сопричастность космосу, Вселенной в целом, божественному миру;
2) жизнь социальная в ее широком смысле: политика, устройство государства и его правители, социальная стратификация и экономика;
3) материальное благополучие, комфорт.
По первому аспекту идеальное государство пра-афинян и Атлантида идентичны. Причина возникновения обоих и их существования одна: сопричастность божественному космосу, описанию которого во всех подробностях был посвящен «Тимей». Здесь стоит обратить внимание на то, что при всей тончайшей разработанности космической тематики Платон подчеркивает вариативность построений, которые он представляет нам (24d, 29cd, 44d, 48а, 49b, 56d, 62a, 72d). Бесспорно лишь одно: каким бы ни был космос с его законами и бытием, но общество и государство без непосредственной опоры на него немыслимо: «Небо, боги нужны Платону как проекции морального принципа в мир, как утверждение «справедливости» в качестве конечного, космического начала» [5, с. 491]. У праафинян это Гефест и Афина, которые вложили в умы людей земли понятие о государственном устройстве, а у атлантов Посейдон, в супруги взявший женщину земли. От их детей произошли все царские династии атлантов, которые блюдут заветы Посейдона, как и афиняне по отношению заветам своих богов, Гефеста и Афины.
Аспект второй, в широком смысле социальный. Здесь все внимание Платона сосредоточено на одной существенной черте общественного и политического устройства государства пра-афинян: «сословие воинов божественные мужи с самого начала обособили, и оно обитало отдельно. Его члены получали все нужное им для прожития и воспитания, но никто ничего не имел в частном владении» (109de). А в Атлантиде такого обособления не произошло. Воины атлантов набираются из крупных собственников земли: «Что касается числа мужей, пригодных к войне, то здесь существовали такие установления: каждый участок равнины должен был поставлять одного воина-предводителя, причем величина каждого участка была десять на десять стадиев, а всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч» (109a). У правителей богатств неизмеримо больше: «От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем: и передавал царский сан старейшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они
213
скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще» (113e). Хотя цари неукоснительно блюли законы, оставленные им Посейдоном, и повсеместно воздвигали жертвенники и алтари, но «умаление божественной природы» и «развращенность» жителей страны приводит Атлантиду к закономерному концу: «И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, <…> помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару» (121с).
Материальный аспект жизни граждан Атлантиды описан в «Критии» цветисто-красочно: они создали для себя неимоверное количество удобств.
Об афинянах в этом отношении написано Платоном скупо, хотя по тексту диалога очевидно, что у афинян в необходимом недостатка не было, и сил хватало, чтобы вести войну с противником, какого ранее не видел мир.
Как бы то ни было, но главное, что привело к падению страны атлантов Платоном сказано не здесь, а в относящемся к двум первым, наиважнейшим, аспектам государства: 1) «умаление божественной природы граждан» при всей их внешней набожности и 2) «развращенность» их, стремление к излишествам. Очевидно, что для Платона наиважнейшим в означенной триаде взаимодополняющих аспектов государства является начало сверхматериальное, божественное, космическое, нравственное. То, что лежит в основе государства и полноценной личности. Любое государство, его теряющее, не устоит, как, впрочем, и любой отдельно взятый человек. Весь смысл Платоновой мифологемы и заключен в отсылке к этой безусловной нравственности как неотъемлемой основы жизни граждан государства. А как его конкретно применить к себе и к государству, в котором жизнь проводит человек, решать ему и государству в то время, которое для них отведено.
Список литературы
1. Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. – М., 1994. – Т. 3. – С. 79–420.
2. Платон. Тимей / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. – М., 1994. – Т. 3. – С. 421–500.
3. Платон. Критий / Платон // Собрание сочинений : в 4 т. – М., 1994. – Т. 3. – С. 501–515.
4. Бугай, Д. В. Единство платоновского «Государства» / Д. В. Бугай. – М., 2016. – 452 с.
5. Кузнецов, К. А. Платон: Введение в анализ «Государство» и «Законов» / К. А. Кузнецов // Платон: pro et contra. – СПб., 2001. – С. 476–510.
6. Коновалова, Н. И. Мифологема как свернутый сакральный текст / Н. И. Коновалова // Политическая лингвистика. – 2013. – № 4 (46). – С. 209–215.
7. Лосев, А. Ф. Социальная природа платонизма / А. Ф. Лосев // Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. – С. 773–904.
8. Эрн, В. Ф. Верховное постижение Платона / В. Ф. Эрн // Сочинения. – М., 1991. – С. 463–532.
Комментариев нет:
Отправить комментарий