Бхагаван Вараха из Кхаджурахо, лето 2022. В тело Божества вмещаются все миры с населяющими их дэвами, асурами и другими живыми существами.
Вараха в шрути (Ведах)
Вараха, "Господь Кабан", один из древнейших образов Божественного в истории. В последние столетия в индуизме он ушёл на второй план по сравнению не только с антропоморфными Рамой и Кришной, но даже и с полузооморфным Нарасимхой (Человекольвом), но в шрути (самих Ведах) и Рамаяне он играет ключевую роль в мироздании. Его подвиги напрямую связаны с началом ныне идущей кальпы, космического цикла (потому она и называется швета-вараха-кальпа, кальпа Белого Кабана), а повествование Вед очень похоже на библейский нарратив о первых этапах творения.
Вараха извлекает Землю со дна океана Гарбходака на своих клыках и женится на ней. "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух богов носился над водой" (Быт. 1.2). Ср.: "В начале были воды. Над ними Праджапати, став ветром, носился. Увидев её (Землю), он стал Вепрем и вынул (схватил) её" (Яджурведа, Тайттирия Самхита 7.1.5). Затем "Поранив (порвав? лишив девственности?) Землю, он (Вепрь) взял её с собой. Всего такого вот размера она была вначале, и действительно, вначале она была размера обхвата. Эмуша-Вепрь поднял её, он и был её мужем, известным как Праджапати: она (Земля) - отрада его сердца, она кормит его (или снабжает всем) и дополняет..." (Шатапатха Брахмана, 14.1.2.11).
В Ригведе Эмуша ("Свирепый") - Вепрь, которого убивает Индра. В Яджурведе Вепрь - это Праджапати, под которым в данном случае подразумевается Вишну (об этом прямо говорится в Тайттирия Самхите - см. далее). Чтобы примирить эти два нарратива о Вепре классический комментатор Ригведы Саяна указывает на вышеприведённые стихи. Эмуша и Вараха - один и тот же Вепрь. Но почему тогда Индра стремится убить Вишну, ставшего Вепрем? Потому что эта охота - часть изначального жертвоприношения: "Поистине Яджня (жертвоприношение) - это Праджапати" (Шатапатха Брахмана 14.1.2.11).
Но затем "Жертва ушла от богов в форме Вишну и вошла в Землю. Боги искали его загребущими руками. Индра прошёл по нему. Тогда [Вишну] спросил: 'Кто наступил на меня?' [Индра] молвил: 'Я - тот, кто берёт крепости! А ты кто?' Он (Вишну) сказал: 'А я - тот, кто возводит крепости! Ты назвался берущим крепости. А сейчас Вараха, похититель богатств, хранит сокровища асуров, которые можно захватить за семью холмами..." (Яджурведа, Тайттирия Самхита 6.2.4).
Итак, согласно Шрути, в самом начале кальпы Творец Брахма сидит над первобытным океаном и не знает, как найти затонувшую Землю. Как Ветер (Ваю) он начинает носиться над водами, в поисках Земли. Тогда Вишну приходит через него в форме Вепря (Варахи), извлекает Землю на своих клыках, берёт её в жёны. Когда приходит время совершить великое жертвоприношение. Брахма становится хотаром (председательствующим жрецом), а Вараха - жертвенным животным. Индра наносит Свирепому (Варахе) смертельный удар. После чего Вараха скрывается под Землёй.
Земля, беременеет от Варахи и рожает владыку ада Наракасуру (которого затем убивает Кришна) и бога планеты Марс Мангала. Также в результате жертвы Варахи и того, что он накормил питаров (предков) тремя пиндами (жертвенными рисовыми шариками), последние спасаются из ада (они попали туда вследствие проклятия бога Луны Чандры) и возвращаются в Питрилоку (рай предков).
Комментариев нет:
Отправить комментарий