В некоторых религиях считается, что Божественность и её проявления являются безотносительно благими для всех, всегда, везде и при любых обстоятельствах. В этих религиях под Божественностью понимают некоего Бога, а под Богом понимают некое благое вселенское существо, с его желаниями и рассуждениями. Поэтому для того, чтобы объяснить, чем является источник плохих, патогенных проявлений, эти религии вводят понятие протагониста Божественности, например Сатану.
Кашмирский шиваизм так не считает. Согласно кашмирскому шиваизму, нет феноменов и процессов за пределами всё включающей в себя Божественности. Если копать глубоко, то Божественность открывается как глубинная природа всего, и всё проявляется в качестве раскрытия её потенциала. Но это не значит, что её проявления являются безотносительно благими для всех, всегда, везде и при любых обстоятельствах.
Возьмём, к примеру, массовые убийства ради обогащения, пожизненной неограниченной власти, прославления и увековечивания себя в учебниках истории. Непосредственной природой их является гордыня, тщеславие, психопатия, жадность, нарциссизм и страх зачинщиков перед потерей своими семьями богатств и привилегий; а также ксенофобия, введённость в заблуждение, желание заработать, ограниченность сознания социальными программами, страх перед владыками и перед нарушением этих социальных программ у подчинённых подельников. Это непосредственная природа массовой резни, и кашмирский шиваизм не считает её благой для всех. Природой этой природы является майа, а природой майи является Божественность. Таким образом, Божественность является коренной природой любых феноменов, но не напрямую, а опосредованно, через ряд инстанций.
Все эти качества – тщеславие, жадность и так далее, возникают в ограниченных живых существах, окутанных маийа малой и карма малой. Маийа мала и карма мала образуются по причине существования анава малы.
Анава мала – это омрачённость, которую набрасывает Божественность на себя с целью себя ограничить. Принцип самоограничения Божественности именуется майей. Ограничив себя ради проявления своего потенциала быть не только безграничным, но и быть ограниченным, Божественность проявляется как огромное количество существ. Среди этих существ Абхинавагупта и Пол Пот, Авиценна и Чикатило. Абхинавагупта просвещает, Пол Пот заморачивает. Авиценна исцеляет, Чикатило издевательски убивает. Природой одних поступков являются добродетельные качества, а природой других поступков являются порочные качества. Природой и тех и других качеств является то, что сотворило вселенную ограниченных существ, а природой того, что сотворило эту вселенную, является самоограничение Божественности, а природой этого самоограничения является Божественность. Она же является своей собственной природой.
Тантрик упражняется в устойчивом спокойствии ума. Когда тантрик видит с монитора компьютера ужасное насилие, разорванные трупы, издевательства, пытки и казни, он стремится видеть всё это как проявления конкретных людей, которые проявляются так исходя из своих качеств, которые (качества) проявляются из природы примата, которая (природа примата) проявляется из природы флоры, которая (природа флоры) проявляется из природы вселенной ограниченных существ, которая (природа такой вселенной) проявляется из Божественности, опирающейся на саму себя.
Таким образом, на своём человеческом уровне, тантрик не одобряет автоматически всё, что видит и слышит, лишь на основании того, что причиной всех причин является Божественность. Глупым делом будет одинаково хвалить хорошую пищу и испорченную пищу. Глупым будет ругать хорошую пищу и хвалить испорченную пищу. Но психика тантрика защищена осознанием относительности происходящего вокруг него, осознанием относительности зла и осознанием того, что в самом подлинном смысле слова существует только Божественность. Поэтому тантрик не терзается душевно и не страшится, он делает то доброе, что в силах делать, и создаёт для себя и близких безопасность, насколько это возможно.
Сознание тантрика можно образно сравнить с иконографической пастью Бхайравы – оно способно перемолоть, переварить даже самое трудноперевариваемое, как камень и как созерцание ужасного злодеяния, хотя не имеет пристрастия к питанию камнями и не испытывает наслаждения от созерцания злодеяний. Тантрик созерцает вокруг себя и в себе Великую Бездну Божественности, из которой проявляется ужасное и прекрасное, вредное и полезное, постылое и милое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий