Деторождение - второстепенная цель брака, по Златоусту.
"Послушай Павла, который говорит: «но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2).
Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие.
После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающей довольствоваться одною женою.
А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28); это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами.
Таким образом, главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом.
Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших, чтобы сохранился род наш, и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках. А дабы тебе убедиться, что поэтому особенно вожделенны были дети, послушай, что оплакивает пред Иовом жена его после многих бедствий: ее, говорит она, «погибли с земли память твоя, сыновья и дочери» (Иов. 2:9). Также Саул говорит Давиду: «поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего» (1 Цар. 24:22).
Когда же, наконец, воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни, лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишней. Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение и полезнейшие питатели старости.
Следовательно, некоторым образом – одна цель брака, чтобы не предаваться блудодеянию, и для этого введено такое врачество."
Комментариев нет:
Отправить комментарий