Нам же интересно иное. Давно подмечено, что сотворение вселенной, а затем сотворение земли и человека имеют некую внутреннюю кратность. Разсмотрим, чтоже же говорит нам Священное Писание. Вполне можно согласиться с мнением Тантлевского, высказанного им в своей книге «Введение в Пятикнижие»:
“Творение мироздания представлено в книге Бытия в двух версиях: 1:1—2:4а (версия Священнического источника) и 2:4б—25 (Яхвистская версия). Интерпретация описания космогенеза в первой главе книги Бытия вызывает значительные затруднения. Так, в стихе первом говорится, что "в начале", в первый день Творения, "сотворил Бог небо и землю" . Из дальнейшего же повествования явствует, что "небо" было сотворено только во второй день (стихи 6—8), а "земля" — в третий (стихи 9—10).
Кроме того, как отмечал еще римский император Флавий Клавдий Юлиан (в христианской традиции — "Отступник"; 361—363 гг.) в первой книге своего сочинения "Против христиан", в кн. Бытия, гл. 1 ничего не говорится о сотворении Богом тьмы, первозданного Океана (в Синодальном переводе "бездна"; см. ниже) и других вод (ср. стих 2: «...и тьма над Океаном; и Дух Божий (или, что представляется более точной интерпретацией: "сильный ветер"; см. ниже. — И. Т.) (про)носился над водами»); отсюда Юлиан (как и ряд современных ученых) делает вывод, что Бог "лишь упорядочил существовавшую до того материю". Думается, что прояснить проблему позволяет допущение, согласно которому еврейское "небо и земля" в стихе 1 является калькой с шумеро-аккадского понятия "ан-ки букв, "небо-земля", служившего для обозначения всей Вселенной. Термин “небо-и-земля" в значении "Вселенная", как кажется, употребляется также в Быт. 2:1, 4а и 4Ь (ср. также, например, Быт. 14:19, Ис. 42:5, 45:12,18, Иер. 10:12—13, Пс. 89 [88]: 12, 102 [101]:26, 136 [135]:5—6 и 146 [145]:6). Учитывая то обстоятельство, что предки Авраама, как и сам праотец, проживали в южномесопотамском городе Уре (Быт. 11:28,31; 15:7), где "служили иным богам" (И. Нав. 24:2—3), тесные связи патриархов Исаака и Иакова с Междуречьем, а также тот факт, что шумерский, а затем аккадский языки были широко распространены в сиро-палестинском регионе, по крайней мере, с III тысячелетия до н. э. в качестве lingua franса, в качестве языка официальной документации, а произведения литературы Междуречья переписывались и изучались в местных писцовых школах, месопотамские космологические параллели представляются вполне корректными. Так что если наше допущение верно, то оказывается, что Господь сначала сотворил Вселенную, элементы которой находились в хаотическом состоянии (ср. стих 2), а затем занялся ее упорядочиванием, структурированием и оформлением. (Ср. Премудрость Соломона 11:18.)
Таким образом, очевидно можно говорить о том, что в первом стихе книги Бытия имплицитно выражена идея творения мира из ничего — сrеаtio ех nihilо.
Creatio ex nihilo не вполне понятно, если не принять представление, что Бог творит «из ничего» Своей Волей, т. е. из Себя Самого. Хотя Библия умалчивает о способе первого акта Творения — создания хаоса, мы можем предполагать, что он принципиально отличался от последующего Творения упорядоченных сущностей словом: безсущностный хаос, как переходное состояние от небытия к бытию, (еще) не определяется словом, (еще) не называется (не может быть назван безсущностным, неупорядоченном, т.е. хаосом, до создания сущностных вещей). ("Небо-и-земля" книги Бытия 1:1, т. е. Вселенная в хаотическом состоянии, — есть человеческое определение, данное, так сказать, роst factum всего процесса Творения мiроздании).
Итак, хаос упорядочивается и становится космосом. Но что за протоматерия оного?
Предполагаю, что речь идет об эфире. Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, коий он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из коих состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Думается, что именно из сей первоэлемента-эфира были выделены четыре стихии, из коих и сотворена всё.В пятый День были сотворены рыбы, динозавры (тунним) и другие обитатели вод, пресмыкающиеся, "произведенные водой" (по приказу Бога), и птицы (Быт. 1:20—23). В шестой День Бог творит животных, обитающих на земле, и человека (Быт. 1:24—31). Согласно стиху 24, животные "производятся" землей по воле Бога; таким образом, вода и земля в указанных случаях фигурируют как сотворцы, помощники Всевышнего в процессе созидания животного мiра. Сие кажется странным и потому требуется верная интерпретация. Ясно, что ни вода, ни воздух не могут производить рыб или птиц. Здесь очевидно указывается всего лишь среда обитания с доминирующей стихией. Но в отношении земли имеется кое-что серьезнее.
Долгое время дискутировалось: а каким образом создан Первочеловек? Предложу свою версию. Его создание в чем-то можно уподобить теории о… «Мiровом Яйце». Мiровое яйцо — универсальный мифопоэтический символ; упоминания о вселенском яйце, из которого рождается мир (вариант: верховное божество либо бог-прародитель) встречаются в мифах и преданиях многих народов. В большинстве мифов яйцо, нередко — золотое (символ Солнца), плавает в водах мирового океана; в некоторых легендах появляется также птица-мать (как, например, в египетском мифе). В индийской мифологии из Хираньягарбхи — «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового яйца (Брахманды), — рождается Брахма, из него же появляется Праджапати; имя Мартанды, предположительно, солярного божества, означает «рождённый из мертвого яйца». О рождении демиурга — божественного Фанета — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из коего возникает Вселенная, на холм посреди океана (либо на колено девы Ильматар); в китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из коего родился прародитель Пань-гу.
Иными словами, Человек был сформирован внутри Земли — с доминантой именно сего элемента. В связи с текстом Быт. 2:7 И. М. Дьяконов в «Праотце Адаме» замечает: «Уже давно замечено, что 'аdаm "человек" соотносится с 'аdаmаh "земля, почва" (<*'аdаm-аt-) таким же образом, как лат. hоmо соотносится с лат. humus "почва".» Библейская фразеология полна понимания, что Земля (eretz) есть Мать. «Из нее я народился, в нее я и ухожу» - сия мысль ясно выражена в Ветхом Завете (Иов 1:21; Еккл.5:14; Сир.40:1). Имплицитно, именно такое понимание обнаруживается в словах пророка: «Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились,- и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (Ис.26:17-21). Вовсе не случайно то, что даже слова мать и материя — однокоренные. Сие указывает на сущностное единство сих понятий непосредственно на уровне доминантной стихии, т. е. matrix для всего рода человеческого преимущественно.
Отого земля и называется матерью, соотвественно материи, т. е. материализации проекта эйдоса. Адам создавался не взрослым человеком, а в виде зародыша, коий развивался, возрастал и потом «вылупился» из «скорлупы» матери-земли. Подобно тому преже из земли изошли животные, согласно Библии «dixit quoque Deus producat terra animam viventem in genere suo iumenta et reptilia et bestias terrae secundum species suas factumque est ita,et fecit Deus bestias terrae iuxta species suas et iumenta et omne reptile terrae in genere suo et vidit Deus quod esset bonum» (Быт. 1:24-25). Возможно постепенно творение, а затем возрастание человека и послужило — в дарвиновской фразеологии — представлению об эволюции, в т.ч. собственно человека.
Весьма показателен тот факт, что эмбриональное положение человека — яйцеобразное; его череп — яйцеобразен; его сердце — яйцеобразно»; мужские тестикулы — яйцеобразны; форма уха — яйцеообразна, и т. д., и т. п. Собственно, сама форма планеты Земля — не шар, как пытаются представить в школах, а геоид, нечто безформенное, но всё же более, в идеализированной форме, напоминающее яйцо, нежели шар.
Посему вовсе не случайно и возникла начиная концепция «космического яйца». Образно говоря, данная концепция была повторно принята современной наукой в 1930-х годах и изследована теоретиками в течение следующих двух десятилетий. Текущие космологические модели утверждают, что 13,8 миллиарда лет назад вся масса Вселенной была сжата в гравитационную сингулярность, так называемое «космическое яйцо», из коего она «вылупилась», разширившись до своего нынешнего состояния после Большого взрыва.
Идея научного космического яйца возникла из-за необходимости описать последствия наблюдения Весто Слайфера и подтверждения Эдвином Хабблом разширяющейся Вселенной; экстраполированный назад во времени, он подразумевает конечное начальное время и маленькое начальное место, из коего метафорически вылупился весь космос. Разширение противоречит установившейся тогда концепции Вселенной как вечно старой, без начала и без роста: статической Вселенной Эйнштейна.
В 1913 году Весто Слайфер опубликовал свои наблюдения о красном смещении света от удаленных галактик, что постепенно было принято как означающее, что все галактики (кроме Андромеды) удаляются от Земли. Александр Фридман предсказал такое же следствие в 1922 году из уравнений общей теории относительности Эйнштейна, как только из них была удалена предыдущая специальная космологическая постоянная (которая была вставлена, чтобы соответствовать предвзятому пониманию вечной, статической Вселенной).
Жорж Леметр предположил в 1927 году, что космос произошел от того, что он назвал первобытным атомом. Два года спустя, в 1929 году, Эдвин Хаббл наблюдательно подтвердил выводы Леметра. В конце 1940-х помощник Джорджа Гамова, космолог-исследователь Ральф Альфер, предложил название ylem для первичной субстанции, которая существовала между Большим сжатием предыдущей Вселенной и Большим взрывом нашей собственной Вселенной. Илем тесно связан с концепцией сингулярности.
Яйцевидная форма, как первоформа, вполне точна, ибо подразумевает внутреннюю динамику, т. е. жизнь. Если же обратимся к человеку-как-индивидууму, то вся жизнь мотивирована не страхом смерти по сути, а страхом самой жизни. Человек чувствует себя комфортно в утробе матери (биологической). И зачастую чувстует себя комфортно в момент смерти, когда отправляется в утробу матери Земли, из коей вышел в составе элементов от Адама. Не-райская жизнь человека — есть печаль и юдоль земная, полная страданий и ожидание неизбежного окончания биологического существования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий