"Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе"
हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे
हरे -- звательный падеж женский род для हर, "разрушающий".
Дословно мантра звучит так:
"О женщина разрушения Кришна, о женщина разрушения Кришна, Кришна, Кришна, о женщина разрушения, о женщина разрушения..."
Женщина? Эээ. В лучшем случае это гибридный санскрит. Потому как мантра бессмысленна грамматически.
Но не исключено, что हरे -- это приветствие божества на греческом.
А вот один из самых известных гимнов орификов, точнее мантр:
Χαίρε Νύμφε, χαίρε βάκχε
Χαίρε Νύμφε, χαίρε Βάκχε
[Χαίρε, χαίρε]
В мантре "Харе Кришна", согласно вайшнавам, "харе" -- это обращение к Сите/Радхе. Поэтому "харе" от "харА", а не "хари".
Любопытно, что в орфическом гимне Дионису слово χαίρε -- это обращение к божеству в значении "радуйся", "славься" и помимо Вакха (одно из имён бога Диониса) идёт обращение к его женской форме -- к Нимфе:
Χαίρε Νύμφε, χαίρε βάκχε
"Славься Девица, славься Вакх"
И данная орфическая традиция отразилась также в христианстве. Можно вспомнить известную строчку из акафиста к Деве Марии, которая называется Нимфой, как и Дионис:
Χαῖρε νύμφη ἀνύμφευτε
("Славься, невеста неневестная" / "Славься Нимфа, которая не является Нимфой").
В этом акафисте Дева Мария восхваляется как высшее существо -- единственная дверь к Всевышнему. Причём это уже содержится в Евангелии, Лука 1:28:
Χαιρε κεχαριτωμένη
("Радуйся благодатная").
Найден остракон VI в. со следующим текстом:
Χαῖρε, ἠγαπωμένη τοῦ Κυρίου
Χαῖρε, πάρεδρε τοῦ Υψίστου,
Χαῖρε, Θεοδόκη, ἡ ἀμμὰ τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν
"Радуйся, возлюбленная Господа,
Радуйся, престол Вышнего.
Радуйся, Богородице, Матерь Спаса нашего".
Это говорит о том, что обожесталение Марии формируется в христианстве очень рано. И по аналогии с Нимфой, как формой Диониса.
В общем, в христианстве Χαῖρε -- обращение именно к Богородице. У вайшнавов हरे (харе) -- обращение именно к Сите или Радхе, к женской форме высшего божества.
Такая параллельность вполне может иметь общий источник -- обращение к женской форме Диониса, бога, дарующего через экзальтацию воскресение. Не забываем, что в Матхуре был эллинистический храм Диониса ещё до того, как Кришна стал считаться божеством, а сам город Матхура -- тем местом, где он родился.
Так что между Ситой/Радхой и Марией есть некая тантрическая связь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий