Между тем Маркс в статье "К критике гегелевской философии права" вообще не говорил что религию кто-то "использует" со злонамеренными целями, конкретно отрывок звучит так: "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа".
Если же взять боле широкий контекст, в котором употреблена фраза, то видим такое рассуждение: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Они (самосознание и самочувствование) есть порождение государства и общества, и является превратным мировоззрением, ибо сами они — превратный мир. Религия претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что (в существующих условиях) человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против существующей системы отношений, "против того мира, духовной усладой которого является религия.
Сравнение религии с опиумом запустил в обращение Руссо (мол, набожность, как опий, бодрит в малых дозах и успыляет или приводит к безумию в больших), но тут Маркс скорее отсылает к афоризму из сборника афоризмов Новалиса, известного тогда каждому образованному немцу. Новалис говорит: "Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы".
Комментариев нет:
Отправить комментарий