Трудно преодолеть собственную природу. Посади собаку на царство — она все равно будет грызть обувь.
Прирождённого злодея не сделаешь добрым. Как ни отмывай задний проход, он не станет глазом.
Двенадцать лет умащивали, растирали, верёвками привязывали собачий хвост, но лишь отпустили его – он снова стал таким, как прежде.
Сами собой разрастаются масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у человека достойного и знание у разумного – такова природа вещей.
Еда, сон, страх и совокупление уподобляют людей скоту; лишь знание возвышает их. Лишённый знания – словно скотина.
Герой, учёный и красавица, куда бы ни пошли, везде найдут приют.
Чем отличаются от скотов люди, лишённые добродетели? Только и способны они испражняться, жрать и совокупляться.
Неизбежно одно из двух: или человек покидает богатство, или богатство покидает человека. Зачем же печалиться об утрате?
Мудрый, духовный, благородный человек стоек разумом и сердцем, его гармонию не сломают ни жизненные проблемы, ни происки завистников и врагов. Разве разобьётся сковорода от того, что на ней прыгает горох?
Не бойся невозможного. Никому ещё дважды не отрубали голову и трижды – руку.
Два пути перед мудрыми мужами в этом бесплодном и непостоянном мире: вкушать нектар высшего знания и наслаждаться красавицами.
Одно сердце у двоих – таков плод любви. Когда сердца разделены, это любовь трупов.
"Состояние, в котором я оказался, неизбежно для меня", - кто постоянно думает так, тот никогда не тревожится.
Кто был утром, того нет в полдень. Кто был в полдень, того нет ночью. Кто бы ночью, того уже не видно. Обманчивым чарам подобен наш мир.
Мы радуемся закату и радуемся восходу и не думаем о том, что ход солнца отмеряет нашу жизнь.
В доме, где жили многие, остался один; где жил один, не осталось никого. Будто днём и ночью Бог Смерти играет в кости со своей супругой, и земля служит им доской, и живые существа – костями.
Время никого не любит и никого не ненавидит, время ни к кому не равнодушно – оно уносит всех.
Из пяти элементов составлено это тело, на пять элементов оно снова распалось, каждая часть вернулась к своему источнику – о чем же горевать?
Что здесь, то и там; что там, то и здесь. Кто видит в мире лишь множественность, идёт от смерти к смерти.
Пока здорово твоё тело, пока старость далека, пока способности твои в расцвете, пока не истекла жизнь — всеми силами стремись к совершенствованию. Что пользы рыть колодец, когда дом охвачен пламенем?
Чтобы победителем быть, других побеждать не обязательно. Чтобы победителем быть, себя нам побеждать – обязательно.
Убийца брахмана, пьяница, евнух, клятвопреступник, лжец могут ещё искупить свой грех, но никогда не искупит свой грех неблагодарный.
Пусть жизнь твоя в опасности — не причиняй зла жене, жрецу, аскету и ребёнку, тем более если они доверяются тебе.
Совершай надлежащее дело без привязанности, и ты достигнешь наивысшего.
Мы отвечаем лишь за то, что было в наших силах. Делай лучшее из того, на что ты способен, а за остальное ты отвечать не обязан. Таков закон мироздания.
Кто горюет о мёртвом, об утраченном, о прошедшем, тот лишь прибавляет к печали печаль и терпит двойное бедствие.
Во всяком рождении присутствует смерть, в здоровье — болезнь, в успехе — неуспех, в юности — старость.
Когда случается упасть, достойный человек падает как мяч, ничтожный — как ком глины.
Остерегайся опасности, пока её нет; если опасность всё же пришла, не бойся её, а борись с нею.
Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы.
Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо, и огоньком – светлячок, но небо – не плоское, а светлячок – не огонь.
Ценность и вред феноменов мудрый определяет с точки зрения разума, пользы и целесообразности. Глупо считать добрым то, что причиняет тебе вред, и считать злым то, что способно сделать твою жизнь лучше.
От государства, религии и народных обычаев предков – в одном польза, а в другом вред. Поддерживай тебе полезное, не поддерживай для тебя вредное.
То, что приносит тебе блага, не отнимая у тебя свободу – добро. То, что приносит блага забирая твою свободу – зло. То, что приносит вред и забирает свободу – вопиющее зло.
Нет такого учения, которое было бы на самом деле добрым и святым, и в то же время оправдывало твоё рабство и заставляло тебя идти против твоей собственной пользы.
Если некие святыни твоего мировоззрения обрекают тебя на рабство, дисгармонию, бедность и слабость – то знай, что это не святыни, а яд. Подлинные святыни даруют свободу, гармонию, процветание и силу.
Если какие-либо идеи ты считаешь позорными и греховными, однако следование этим идеям дарует свободу, гармонию, силу и процветание – то знай, что эти идеи не позор и грех, а святыни и благо.
Бедняк — тот, кто охвачен жадностью, пусть он владеет семью островами. Кто удовлетворён — тот высший владыка.
Как тучи затмевают солнце, так толпы глупцов, подобных скотам, покрывают мраком все достойное.
Из трех — неродившегося, умершего и глупого — лучше уж мёртвый и неродившийся. Ведь от них мало горя, глупец же мучает нас всю жизнь.
Цемент, дурак, рак, краска индиго и пьяница, пристав однажды, уже не отстают.
Лишённый рассудка, сколько ни будет учиться, не поймёт сути наук. Разве чувствует ложка вкус каши?
Вести беседу с дураком — что причитать в лесу, умащивать труп, сажать лотос в песок, поливать солончак, выпрямлять собачий хвост, шептать глухому, украшать слепца.
Тогда лишь стоит родиться, когда тебе уготована свобода. Если рабство — жизнь, что же такое смерть?
Глупцы считают государственного вельможу вольным господином, а людей из горных, лесных и пустынных племён таковыми не считают. Они ошибаются: господином вельможи является раджа, а племенной человек гор, пустынь и джунглей является господином самому себе.
Не стремись ты править другими – править начнут и тобой, чтобы свободным прожить – научись-ка ты править собой.
До тех пор, пока человек говорит про правительство государства "верхи", "наверху", "надо мной", а про приказы различных начальничков – "приказ сверху", "приказ свыше" – он не может быть равным бхайравайту. Тем не менее, в общении с ним бхайравайт не будет проявлять высокомерие, ибо таков этикет бхайравайтов.
Трудно овладеть свободой, подаренной господином, легко владеть свободой, завоёванной собственными подвигами.
У кого натура раба – если его освободит от рабства его господин, то вскоре освобождённый окажется порабощённым другим господином.
Поистине, дарованную малодушному человеку свободу легко отобрать, а врождённую свободу человека, сильного умом и духом, забрать очень трудно.
Как человек оказывается рабом? Будучи обманутым, незнающим, трусливым, малодушным, слабовольным, в рабстве воспитанным. Что спасает от рабства? Ум, знания, отвага, сила духа и воли, воспитание в свободе.
Научиться – не значит прочитать десять учебников. Научиться – значит уметь практически, с пользой, применять знание десяти учебников.
Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечёт из них пользы? Одно утомление.
Когда время действовать, то знание, сокрытое в книгах – не знание, а деньги в чужих руках – не деньги.
Не приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого?
Знания без решительности и отваги – бесполезны. Решительность и отвага без мудрости и знания – вредоносны.
Ни разума, ни смелости – признак раба, смелость без разума – признак быка, разум без смелости – признак терпилы, разум со смелостью – признак бхайравайта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий