Д.Т. «Феникс и Ахерон» на Востоке г. Калининграда
Боги противника демонизируют. Так верхнеегипетский Сет, демиург и защитник ладьи Ра от змея Апопа, превратился в убийцу Осириса и сам уподобился змею. Так богиня любви и войны Астарта превратилась в демона Астарота. Так оказались на диаметрально противоположных полюсах асуры и дэвы у расколовшейся на западную и восточную ветвь индоиранской общности.
Согласно «Прорицанию вёльвы», скандинавский Лодур, наряду с Хёниром и Одином, входил в троицу первых асов, участвующих в сотворении мира и человека, которому он дал чувства. Младшая Эдда сохраняет в этой троице только Одина, а в качестве двух его спутников указывает его братьев Вили и Ве, являющихся сыновьями первого аса Бора и внуками первочеловека Бури. Однако учитывая, что Вили, как и Хёнир, наделил человека разумом, нетрудно соотнести Лодура с Ве, который дал людям, помимо пригожего облика, речь, слух и зрение — то есть чувства. Ни Хёнир и Лодур, ни Вили и Ве Одину не противопоставляются, хотя во время знаменитой «Перебранки» на пиру Эгира Локи заявляет, что Вили и Ве правили страной в отсутствие Одина и спали с его женой Фригг. Учитывая, что в остальном доступном нам своде скандинавских легенд эти два имени не встречаются, причина информированности Локи о таких интимных подробностях, очевидно, заключается в том, что он, будучи тождественным Ве, и был участником тех событий. Не поэтому ли и Хёнир, тождественный Вили, был отправлен в качестве заложника в Ванахейм после войны с ванами в обмен на Ньёрда?..
Главным геополитическим противником германо-скандинавских народов долгие века были кельты. Одним из наиболее значимых кельтских богов племени Туата Де Дананн является Луг, обладающий явными чертами трикстера и культурного героя — подобно Локи и самому Одину. Его прозвище Длиннорукий, как считают некоторые исследователи, указывает на его солярную природу, намекая на солнечные лучи, — Локи же, по одной из версий, является богом огня, «солнца в миниатюре». В отличие от других асов, Локи подчёркнуто рыжеволос — что также роднит его с огнём (и с рыжими кельтами, но не с германцами). Луг — не чистокровный туат, он — внук предводителя фоморов Балора, фоморы же — хтонические великаны, персонифицирующие силы Хаоса и подобные скандинавским йотунам. Вместе с тем, и Локи далеко не всегда расценивается как кровный брат Одина, но часто называется сыном или правнуком йотуна Имира, из тела которого, убитого Одином, Вили и Ве, была создана вселенная.
Дед и враг Луга Балор одноглаз (как и другие фоморы, одна половина тела которых находится в нашем мире, а другая — в потустороннем), причём взгляд его единственного глаза мог убить подобно молнии. Одноглаз и Один — брат (или же побратим) Локи и его же враг во время Рагнарёка, — отдавший глаз великану Мимиру, чтобы обрести сверхъестественную мудрость. Главное оружие Одина — копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Главное оружие Луга — копьё Ассал, наложенные на которое заклятия заставляли каждый бросок попадать в цель, а после броска возвращали копьё владельцу. Ворон — символ и спутник Луга, Одина же сопровождают два ворона, Хугин и Мунин.
Учитывая всё вышесказанное, создаётся впечатление, что образ Локи, каким мы его знаем сейчас, сформировался после активных военных и культурных контактов кельтов и германо-скандинавов. Трикстерские черты Луга были подобны таковым у Одина и Лодура, и благодаря этим чертам их образы оказались схожи до смешения, а уменьшительная форма имени Лодур — Локи — ещё и оказалась созвучной имени Луг. Постепенно такие атрибуты внука фоморов как смертоносное копьё и ворон достались в качестве «ментальных трофеев» одноглазому Одину (как бы переиначивая исход битвы при Маг Туиред, где одноглазый Балор потерпел от Луга поражение, — приём, нередко использующийся не только в мифологиях древности, но и у историков-ревизионистов). Вместе с тем, доселе нейтральная фигура Лодура, всё более и более отождествляясь с «вражеским» Лугом, стала всё больше обретать демонические черты: его великанское происхождение подчёркивалось, а неоднозначность героев-трикстеров как таковых усиливалась. А вот изгладить из памяти многочисленные подвиги Луга в качестве культурного героя всё же не удалось, хотя теперь Локи чаще всего совершал их, расхлёбывая последствия собственных злодеяний (так, вместо трёх яблок из Сада Солнца, которые Луг получает в качестве виры за смерть отца, появляются яблоки Идунн, которые Локи сперва помогает выкрасть великану Тьяцци, а потом возвращает обратно).
Однако Локи становится не просто злокозненным братом Одина, постоянно втягивающим асов в неприятности, но и вызволяющим из них благодаря своей хитрости. Ему определяется роль главного антагониста богов, который поведёт против них армии мертвецов и великанов против в последней битве. Насколько такой исход отражает изначальные представления древних германцев, а в какой мере представляет собой христианские влияния (поскольку, как известно, большая часть сохранившихся до наших дней скандинавских мифов записана уже в христианское время, Снорри Стурлусон, автор Младшей Эдды, был христианином, а Сэмунд Мудрый, предполагаемый автор Старшей Эдды — и вовсе христианским священником) — вопрос дискуссионный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий