Традиции захоронений финно-угорских племен - таинство, которое занимало особое место в культуре, находило отражение в искусстве (сказках, песнях, легендах).
До прихода христианства практиковались так называемые воздушные захоронения или захоронения в мертвых домиках, на которые можно наткнуться и сейчас, гуляя по лесам Карелии или находясь в Якутии.
В народной карельской ( финно-угорской) поэзии Калма / Kalmu — это сложный образ, обозначающий и смерть (как хозяйку могилы), и саму могилу, а так же запах тела покойника.
Могилы у карел своеобразные — традиционно это намогильные домики с окошками (срубцы, гробницы, голбцы).
На севере Карелии и в Финляндии (до середины XIX века) строили их из круглых толстых бревен. В северной Карелии часть старой лодки служила намогильным памятником, причем на могилу мужчины обычно клали корму (возможно, потому, что лодкой всегда правил мужчина), а на женскую могилу — носовую часть (женщина, как правило, всегда гребла, «сидела на веслах»)
Домики мертвых - особое культурное наследие тех немногочисленных финно-угорских племен (карелы, вепсы), позволяющие понять трепетное отношение их к смерти- Калме.
Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее.
Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.
Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» мы знакомы с самого детства.
«Домик мертвых» - это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось. Эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.
Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста - маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью. Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного?
Но почему тогда Баба-Яга - женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.
Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным. В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. Иногда этот столбик ставили рядом со срубом.
Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников - крестами с двускатными крышами.
Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий