Рыцарь Радуги, или Рыцарь Семицветной Арки (41°), является одним из тех градусов Древнего и Изначального Устава Мемфис-Мицраим, о которых сохранились наиболее скудные сведения. В своём нынешнем виде он отсылает к символизму радуги, которая, как считается, послужила древним каменщикам образцом для первой в мире арки. Своим многоцветием радуга обязана преломлению солнечных лучей в призматических каплях воды. При этом уместно помнить, что разделение спектра именно на семь «основных» цветов — всего лишь дань традиции, а не констатация некоего физического свойства. Традиция же эта, придающая особое значение именно числу 7, берёт своё начало в астрономических наблюдениях древней Месопотамии, установивших, что именно семь небесных тел, видимых невооружённым глазом, движутся по собственным траекториям, отличным от слаженного движения «небесной сферы», — Солнце, Луна и «пять блуждающих звёзд», или планет (как, кстати, и миф о Потопе, с которым благодаря библейскому преданию ассоциируется радуга). Современный ритуал степени (вернее, то, что сохранилось от него) подчёркивает также важность символизма семи главных звёзд Большой Медведицы, обращающейся вокруг «оси мира» — Полярной звезды (представляющей собой белый цвет, который и раскладывается на семь цветов радуги), однако эта семёрка объектов была выделена людьми значительно позже, чем «звёзды» классического Септенера.
Непосредственным предшественником ритуала 41° Устава Мемфис-Мицраим является, судя по всему, 42° Восточного Устава Мемфис (Маркони де Нэгр «Святилище Мемфиса», 1849) с тем же названием — Рыцарь Семицветной Арки (Knight of the Arch of Seven Colours). Помимо идентичности этого названия с первой частью современного, об этом говорят и градусы, расположенные по соседству, хотя их порядок претерпел изменения (так, Рыцарь Семи Звёзд из 41° в Восточном Уставе становится 47° в Уставе Мемфис-Мицраим, Князь Зодиака — 44° из 39°, Возвышенный Герметический Философ — 43° из 40° и т. д.). Аналогичный градус в Египетском Уставе Мицраим (см. статуты 1816) носит вторую часть современного названия, Рыцарь Радуги (Knight of the Rainbow), и значится как 68°, однако соседствующие с ним градусы совсем иные, чем в Уставе Мемфис-Мицраим.
Как утверждает знаменитый английский оккультист и исследователь масонства Артур Эдвард Уэйт в своей книге «Тайная традиция в масонстве» (The Secret Tradition in Freemasonry, 1911), градус Рыцарь Радуги (первый — а не второй, как в статутах 1816 года — градус 11-го класса, принадлежащий к серии «мистических», — то есть 67°, а не 68°) являлся почётным титулом и имел второе название «Совершенный Мастер Алхимии». Ссылаясь на мнение Жана-Мари Рагона (члена ложи «Феникс» Великого Востока Франции, египетского масона Устава Мицраим братьев Бедарридов, высшего офицера Суверенного Военного Ордена Иерусалимского Храма и основателя парижской ложи Истинных Друзей), он называет эту степень «философской» и отмечает, что цвета радуги в ней указывают на алхимическую материю, приближающуюся к совершенству. Далее Уэйт рассказывает, что «обратился к старому кодексу Устава в надежде найти хоть какую-то тень герметической работы; но это всё то же старое тщеславие чисто этической степени, и, хотя этот ритуал длиннее, чем большинство других градусов этого класса, он не содержит более серьёзных тайн, нежели пустые рассуждения о религии Природы, любви к добродетели, милосердии и мужестве». Также он добавляет, что отсылки к образу Ноя присутствовали в этом ритуале уже во времена братьев Бедарридов, но неизвестно, был ли этот градус включён ими из более ранних Уставов, или же это «новодел под тем же самым названием».
Называющиеся так же градусы встречаются под разными номерами в системах, близких к Герметическому Уставу Авиньона (The Hermetic Rite / Rite Hermétique d’Avignon), или Философскому Шотландскому Уставу (Rite Écossais philosophique), основанному в 1774 году во Франции при участии бывшего священника и члена Общества баварских иллюминатов Антуана-Жозефа Пернети и польского алхимика Тадеуша Грабянки под влиянием герметизма, алхимии, мартинизма, розенкрейцерства и сведенборгианства. В разных источниках они приводятся в вариантах написания «Knight of the Rainbow», «Chevalier of the Rainbow» или, целиком по-французски, «Chevalier de l’Arc-en-Ciel» (по-французски «радуга» передаётся как «небесная арка», что связывает воедино два современных названия этого градуса и указывает на то, что их разделение произошло, скорее всего, при разных переводах с французского или другого романского языка).
Система Академии истинных масонов (Académie des Vrais Maçons), к которой, вероятно, также приложил руку Пернети, содержит, помимо Рыцаря Радуги, такие степени как Рыцарь Золотого Ключа, Рыцарь Аргонавтов, Рыцарь Золотого Руна, Иллюминат Зодиака и Рыцарь Солнца (последний вошёл не только в многочисленные Египетские уставы под разными номерами, но и в ДПШУ как 28°; Рыцарь Золотого Руна, вероятно, стал 80° Восточного Устава Мемфис, а Иллюминат Зодиака — 39° Восточного Устава Мемфис и 44° Устава Мемфис-Мицраим — совсем недалеко от Рыцаря Семицветной Арки в них обоих).
В большинстве версий Герметического Устава Рыцарь Радуги приводится как 7°, хотя последовательность степеней может немного различаться (сперва, в системе из девяти градусов, он следовал за Рыцарем Золотого Ключа и предшествовал Рыцарю Аргонавтов, а в более поздних версиях Устава, пополнившихся ещё одной степенью, расположился между Возвышенным Философом — Рыцарем Розы-Креста и Истинным Масоном). В другой родственной системе из 12 градусов, возникшей в 1770-1780-е годы (примерно тогда же, когда Калиостро создавал Египетское масонство) и связанной с именем маркиза де Ларошфуко-Байе, розенкрейцера и капитана пехоты, Рыцарь Радуги также предшествовал Истинному Масону, но следовал за Рыцарем Солнца и значился как 6°.
По-видимому, Герметическое масонство прекратило существование между 1843 и 1849 гг., оказав, однако, огромное влияние на другие Уставы — прежде всего Египетские. Как сказано выше, Артур Уэйт выражает сомнение относительно того, является ли Рыцарь Радуги Египетского масонства прямой интеграцией из Герметического Устава, или же он создан братьями Бедарридами. Однако обилие других градусов, вошедших в Египетские Уставы из Герметических (помимо уже перечисленных Рыцаря Солнца, Рыцаря Золотого Руна и Иллюмината/Князя Зодиака, это Рыцарь Чёрного Орла, Рыцарь Феникса, Князь Розы и Креста Хередома, Истинный Масон и Возвышенный Мастер Лучезарного Кольца), как и относительно компактное их расположение в инициатической шкале, указывает на то, что и градус Рыцаря Семицветной Арки заимствован из того же источника, а значит, вероятно, несёт не только «этический» смысл, имеющий отношение к символизму радуги в мифе о Потопе, но и герметический или алхимический.
В начале этой работы я отметил, что выделение именно семи цветов радуги не связано с её объективными физическими свойствами, а имеет культурообусловленное происхождение. Особая значимость числа 7 появилась, скорее всего, в древней Месопотамии времён городов-государств Шумера и Аккада, когда астрономы обнаружили семь «блуждающих светил», неподвластных синхронному движению «небесной сферы» (отсюда и сохранившаяся до наших дней семидневная неделя, дни которой во многих языках до сих пор связаны с именами этих планет или «управляющих» ими богов). Интересным образом это совпало и с тем, что с древнейших времён человечеству известны именно семь металлов, встречающихся в свободном состоянии на земной поверхности или легко выделяемых из соединений, причём два из них — золото и серебро — естественным образом ассоциировались с Солнцем и Луной, а остальные легко приписывались к пяти видимым невооружённым взглядом планетам на основании качеств связанных с ними богов. Такие семёрки звёзд как ковш Большой Медведицы или Плеяды, также известные с глубокой древности, только увеличили сакральный смысл этого числа, который вскоре стал усиливаться религиозными традициями по принципу «самоиндукции», приведя, помимо прочего, к выделению семи цветов радуги или семи нот.
Устоявшаяся с древних времён взаимосвязь звёзд и планет как предмета астрономии, с одной стороны, и металлов как предмета алхимии — с другой, а также представленный выше экскурс в историю градуса Рыцаря Семицветной Арки, делают весьма вероятным предположение о том, что все символы этого градуса, традиционно понимаемые как астрономические или астрологические либо воспринимаемые как этические и философские аллегории, могут быть истолкованы и в алхимическом ключе. К сожалению, ритуалы первых Герметических Уставов, включавших эту степень, по-видимому, не сохранились. Однако наличие прямой преемственности между ними и Египетским масонством оставляет надежду на то, что хотя бы некоторые элементы исходного символизма сохранились и до наших дней и могут быть однажды прочитаны должным образом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий