Основным художественным достижением "Матрицы" (1999) было не воплощение гностической или же буддистской тематики (всё это случалось до неё), а полномасштабное использование аниме-эстетики в фильмах с живыми актёрами (*). Посмотрев её, я прочитал сразу вслед за тем какую-то американскую статью, где скрупулёзно перечислялись все конкретные заимствования из конкретных аниме, выходивших до 1999 года (прежде всего, первый мувик Ghost in the Shell, Lain, сага о Гандамах...). Так, эклектичное, но достигшее нового уровня реализации героических образов (**), аниме вернуло свой "долг" игровым фильмам . После этого несколько лет я практически не смотрел обычные фильмы, а углубился в освоение мира аниме. А методы "Матрицы" стали использоваться другими режиссёрами (Тарантино в Kill Bill, например).
(*) В Японии есть формат фильма live-action, где с помощью живых актёров экранизируется манга или он выходит после соответствующего аниме. Но это специфический, субкультурный телеформат, который в силу слишком большой степени условности, скорее напоминает театральную постановку (так же как токусацу и т.п.), чем фильм или сериал в привычном "западном" понимании, ориентированном на реализм.
(**) Героические образы есть, например, и в индийском кино, но они не воспринимаются западным зрителем без определённой доли условности, превышающей условность, требуемую для восприятия кино в классической западной парадигме. См. выше о live-action.
Многие аниме-тайтлы становятся франшизой и в том нет ничего зазорного. Именно это проделали Вачовски в отношении "Матрицы". Как ни странно, это несомненное достижение, не исчерпало их творческий потенциал. Братьям (уже сёстрам на тот момент) удалось придумать и наполовину реализовать ещё более интересный виртуальный мир. Имеется в виду сериал "8 sence", который, к сожалению, при всём желании трудно назвать удачным. Хотя основные идеи, заложенные там (речь не об эротомании) представляются мне более важными и смелыми, чем те, которые просматриваются за "Матрицей".
Новая "Матрица" - фильм на несколько уровней ниже. Доказывать своё утверждение не буду, неинтересно. Скажу лишь, что Вачовским надо было идти до конца в своём подражании аниме. Так, там вполне допустимо резкое переключение между жанрами внутри франшизы. Допустим, если основной сериал - это боевик, то вполне возможно снять фильм, продолжающий или параллельный к линии повествования, где раскрываются лирические взаимоотношения героев, а боевика нет от слова "вообще". Это, в принципе, намечалось в "Матрице-4", которую лично я бы снял как некий вариант офисного романа с мощным психоаналитическим или же мистическим месседжем. Что в общем-то намечалось в начале фильма, но затем было слито в пользу третьесортного "боевика". Другим решением могла быть радикальная смена антуража: например, погружение основной фабулы в мир машин (дизайн которых в фильме смотрится очень приятно). Ведь Матрица раскрыта далеко не вся: о многих вещах зритель только слышал или же видел урывками. Но и этот вариант почему-то не устроил авторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий