Почему прекратилось наступление Нуль-волны?
А ведь она таковой и была, ибо была вызвана экспериментами по нуль-переброске.
Самое распространенное объяснение, что это сделали Странники.
А вот сама Катастрофа – не была ли рукотворной? К слову, тема сейчас суперактуальная – ясно в связи с чем.
В гениальнейшем «Факапе» Михаила Харитонова предположено, что сам Горбовский – тагорянин, вынужденный жить среди землян и направлять их деятельность. Нуль-катастрофу он устроил для того, чтобы предотвратить опасные эксперименты с материей.
Очень мощный «поворот сюжета».
Однако, у меня своя версия.
Мне же интересно было бы подумать вот над какой возможностью.
Вот когда произошла Волна? Тогда, когда на Радугу прибыл знаменитый Горбовский, по сути, являющийся неофициальным главой всей Земли (меня, кстати, всегда забавляло созвучие фамилии с фамилией Горбачёва). «Совпадение? Не думаю». Это по поводу визита Горбовского и Волны.
Любопытно, что группа нуль-физиков, благодаря которым весь этот Пипец стал возможным, очень быстро собрала манатки-наработки и рванула спасться - вместо детей, что явно не соответствовала человеческой этике. ,Возможно, они выполняли чей-то заказ на: 1) ликвидацию неформального лидера Земли; 2) на дискредитацию передовых технологий, в интересах некоторых внешних сил.
В этой оптике - спасение землян было делом рук каких-то сегментов «Мирового Совета», не заинтересованных в госперевороте внешних сил.
Весьма показательна дискуссия у звездолёта – при ожидании ульмотронов. Там проявляется Кризис земной цивилизации, который просто обязан предполагать наличие разных «политических партий».
В принципе, из всей логики Стругацких прямо вытекает концепция Заговора Странников – как мегакосмополитических номад, космических Кочевников.
------------------
«Далёкая Радуга» (1963) — фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких.
Время действия не указано, однако Горбовский, цитируя «Поединок» Куприна, добавляет: «Это было сказано три века назад». «Поединок» написан в 1905 г., значит, время действия повести можно датировать концом XXII — началом XXIII века. Место действия: дальний космос, планета Радуга. Социальное устройство: развитый коммунизм (Полдень).
Действие происходит в течение одних суток. Планета Радуга уже тридцать лет используется учёными для проведения экспериментов по нуль-транспортировке. После каждого эксперимента на планете возникает Волна — две энергетические стены «до неба», движущиеся от полюсов планеты к экватору, и выжигающие всю органику на своём пути. До последнего времени Волну удавалось остановить «харибдами» — машинами-энергопоглотителями.
Возникшая в результате очередного эксперимента по нуль-транспортировке Волна небывалой мощности и не наблюдавшегося ранее типа («П-волна», в честь нуль-физика-«дискретника» Пагавы, возглавляющего наблюдения в Северном полушарии) начинает движение по планете, уничтожая всё живое. Одним из первых о надвигающейся опасности узнаёт Роберт Скляров, ведущий наблюдения за экспериментами с поста Степной. После гибели учёного Камилла, приехавшего посмотреть на извержение, Роберт эвакуируется со станции, спасаясь от Волны. Прибыв в Гринфилд к начальнику Маляеву, Роберт узнаёт, что Камилл не погиб — после отлёта Роберта тот сообщает о странной природе новой Волны, и связь с ним прерывается. «Харибды» не способны остановить П-волну — они горят, как свечки, не справляясь с её чудовищной мощью.
Начинается спешная эвакуация учёных, их семей и туристов на экватор, в столицу Радуги.
К Радуге приближается крупный транспортный звездолёт «Стрела», но он не успеет прибыть до катастрофы. На самой планете стоит только один звездолёт, десантный корабль малой вместимости «Тариэль-2» под командованием Леонида Горбовского. Пока Совет Радуги обсуждает вопрос, кого и что спасать, Горбовский единолично принимает решение отправить в космос детей и, по возможности, самые ценные научные материалы. По приказу Горбовского с «Тариэля-2» снимают всё оборудование для межзвёздных полётов и превращают его в самоходную космическую баржу. Теперь корабль может принять на борт около сотни оставшихся на Радуге детей, выйти на орбиту и там дождаться «Стрелы». Сам Горбовский и его экипаж остаются на Радуге, как и почти все взрослые, ожидая момента, когда две Волны встретятся в районе Столицы. Ясно, что люди обречены. Последние свои часы они проводят спокойно и с достоинством.
Появление Горбовского в целом ряде других произведений Стругацких, описывающих более поздние события (в соответствии с хронологией Мира Полудня), указывает, что либо капитан «Стрелы» совершил невозможное и успел на планету раньше прихода Волн на экватор, либо, как утверждали слухи о проведённых руководителем нуль-Т-проекта Ламондуа, Пагавой и одним из героев повести Патриком расчётах, при встрече на экваторе идущие с севера и юга П-волны «взаимно энергетически свернулись и деритринитировали». В романе «Жук в муравейнике» описывается развитая общедоступная сеть «кабин нуль-Т», то есть опыты с нуль-транспортировкой в вымышленном мире Стругацких всё же привели к успеху.
В «Далёкой Радуге» не раз упоминается «ульмотрон», очень ценный и дефицитный прибор, имеющий отношение к научным экспериментам. Корабль Горбовского как раз и прибыл на Радугу с грузом ульмотронов. Назначение прибора неясно, да и не важно для понимания сюжета. Производство ульмотронов крайне сложно и трудоёмко, очередь на их получение расписана на годы вперёд, а ценность настолько велика, что во время катастрофы главные герои спасали приборы с риском для собственной жизни. Чтобы заполучить вне очереди ульмотрон для своего подразделения, герои даже пускаются на разные предосудительные уловки (прозрачная аллюзия на ситуацию с распределением дефицитных товаров в СССР).
Доктор филологических наук, детская писательница Е. В. Борода высказала мнение, что обитатели планеты Радуга
"... стоят перед моральной дилеммой: жизнь для науки или наука для жизни. Их выбор отнюдь не прост, потому что человек в любом случае оказывается в проигрыше. Но они бы не были людьми, если бы не следовали принципу «из всех возможных решений выбирать самое доброе». Человек не может быть принесен в жертву ради гипотетической благодати человечества. На этом строится любая этическая система — во- первых, отсутствие малейшего компромисса со злом, во-вторых, приоритет живого человека перед умозрительными концепциями. В сущности, это две основные евангельские заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего. Все остальное вмещается в эту этическую формулу. На уровне всего населения планеты Далекая Радуга решается вопрос о будущем, о том, чему или кому суждено спастись на единственном звездолете: научным трудам или самым юным жителям планеты — лаборатории. На самом деле каждым взрослым обитателем Радуги этот выбор уже сделан, и речь Этьена Ламондуа — это скорее нравственное кредо адептов науки, готовых принести в жертву будущему самое дорогое: собственных детей" (Борода Е. В. Воспитание человечности на примере изучения творчества братьев Стругацких (рус.) // НИЦ Аэтерна. — 2017. — С. 158).
Комментариев нет:
Отправить комментарий