Кое-что невозможно сказать прямо, в противном случае это вызовет шок. Книга Майкла Шелдона чем-то напоминает киноленты Квентина Тарантино - она совсем не то, чем кажется. Тарантино не мог бы открыто сказать, что, к примеру, "Бесславные ублюдки" - антивоенный и в определенной мере интернационалистский фильм (ведь речь-то о Второй мировой войне), или (что самое удивительное), о том, что в кинофильме "Убить Билла", Билл не был убит.
Книга Шейбона - такой же перевертыш. Действия происходят в параллельной вымышленной реальности. В ней сюжет Второй мировой войны разворачивался не так, как в нашем мире: победа катится на Восток. Сначала Германия побеждает СССР, затем США, используя ядерное оружие, побеждают истощенную войной Германию, уничтожая Берлин.
Холокост не имел таких масштабов как в нашей реальности - большинство европейских евреев спасены. Сионистский проект не состоялся - спустя несколько месяцев после создания государства Израиль в 1948 оно было разгромлено арабскими армиями. Палестина погрузилась в хаос и остатки тамошних евреев эмигрировали в Ситку, присоединившись к миллионам спасенных европейских евреев. Запомним эти события. Они - не просто совпадение.
Ситка - это на Аляске. Там во время Второй мировой войны с разрешения правительства США получает убежище европейское еврейство. Ему предоставлен автономный район, американский аналог Биробиджана. Величайшее в истории говорящее на идише еврейское гетто (тут и немецкие евреи, и голландские, и австрийские, и, польские, и литваки, и русские - напомню, что в одной Польше до войны жили 3,3 млн евреев) за 60 лет разрослось так, что местность уже не может вместить в себя такую массу евреев. А между тем, назревают зловещие события - Ситка была дана евреям временно, лишь на 60 лет... Скоро их выгонят, куда - непонятно.
Это все - только фон, на котором разворачивается детективный сюжет. Местный еврейский полисмен, оперативник Мейер Ландсман, расследует убийство. В гостиничном номере убит выстрелом в затылок некий неприметный наркоман Мендель Шпильман. Странное преступление (зачем профессиональному киллеру - а почерк явно указывает на такого - убивать никому не нужного нищего опустившегося человека?) привлекает внимание детектива.
Многое придется перевернуть, чтобы понять, кто такой на самом деле Мендель Шпильман. Видите ли, он - цадик ха -дор. Еврейская мистическая секта хасидов (или, скорее, совокупость сект) придерживается веры в то, что в каждом поколении евреев есть человек, рожденный с потенциалом стать Мессией (Машиах), если, конечно, еврейский народ достоин его прихода. Этот кандидат известен как цадик ха-дор , что означает Праведник Поколения. Сложная диалектика личности и общины верующих пронизывает иудейскую веру. Машиах придет и изменит мир, если община будет способна принять его. Машиах примет себя и состоится как Машиах, если община примет себя и осознает свое предназначение.
Я не буду пересказывать сюжет. Но вот вопрос, который больше всего заинтересовал меня - как так случилось, что Мессия стал наркоманом?
Мендель Шпильман знает, кто он. Его отец - самый уважаемый в Ситке раввин и, одновременно, влиятельный гангстер - хозяин гетто. (Да, два в одном лице, так устроена жизнь этого еврейского гетто, там нельзя иначе). Скоро Мендель должен жениться на чудесной девушке. Его ждут зрелость и величайшие события в истории не только евреев, но и всего человечества. В день свадьбы он уходит из дома и отрекается от себя, от своей истинной жизни.
Почему?
Первоначальное объяснение - он - гей. Подождите плеваться или радоваться в зависимости о вашей (идейной) ориентации. Нельзя не поднять тему в современной американской литературе, иначе вы станете для "прогрессивной общественности" нерукопожатным или, как минимум, лишитесь разных почетных премий. Так положено. Считайте, тут что-то в духе принятых в СССР славословий в адрес Коммунистической партии.
Очень быстро выясняется, что Мендель Шпильман, у которого "одно время был друг", вообще живет один. Никого нет в его одинокой жизни. Так что на самом деле случилось?
Для Менделя невыносимо его призвание. Он находит свой ответ на вопрос "Трудно ли быть богом". Его ответ - "невозможно".
Машиах несет преобразование мира. Все станет другим, всякая вещь нальется светом, будет восстановлена первоначальная целостность вселенной ("тиккун олам"). Но никто, ни один человек, не просит Менделя ни о чем подобном. Все просят благословения для дел мирских. Устроить как-то жизнь, исцелить от болезни... и Мендель покорно приносит им благословения, да такие, что иного могло бы хватить на 20 человек, послушно исцеляет и защищает. Но больше никто ни о чем его не просит. Сотни или тысячи тайно приходят к нему, и никто не просит о благословении для всего народа Израиля и для всего мира.
Мессия не может нести ношу света в одиночестве и, потому, отказывается от нее. Он принимает решение стать обычным человеком. Вот только он - не совсем человек. В его присутствии все вещи исправляются. Он будто искривляет пространство вокруг себя... или нет, не так - спрямляет кривое, исцеляет испорченное - человека ли, вещь - неважно, точно как главный герой книги Шмуэля Йосефа Агнона "В сердцевине морей".
Он принимает наркотики, чтобы забыть о том, кто он на самом деле. И ничего не забывает.
Может быть, книга о Машиахе могла бы стать в 10... нет в 1000 раз лучше, если бы кто-то смог описать, что происходит в его нечеловеческой душе. С другой стороны, неясно, как такое описать...
Между тем в правительстве США и внутри гетто зреет чудовищный план. Подготовив уничтожение священных мечетей мусульман на Храмовой горе в Иерусалиме, его организаторы, включая остатки сионистов, намерены восстановить сионистский проект - государство Израиль, а с ним вместе построить и Третий Храм. Их разрушительная миссия станет воротами, которые откроют американским войскам и корпорациям путь в богатые нефтью страны Ближнего Востока под лозунгом "защиты святынь". Менделю предлагают стать частью проекта, он отказывается...
Но даже гибель Менделя Шпильмана не сможет остановить машину смерти. Сионистский проект начинает реализовываться без него - в Иерусалиме звучат взрывы. Реализация плана приведет к переселению евреев в Палестину и... к Холокосту.
Отмотаем ленту к началу истории: Попытка сионистов вернуться в Палестину без Машиаха, изгнать оттуда арабов в и построить там маленькое расистское государство провалилась. В то же время, Холокост не случился - евреи нашли убежище на Аляске. Им не только было даровано физическое спасение, они получили и другой удивительный дар - Менделя Шпильмана, дар, которым, правда, не смогли воспользоваться.
С точки зрения мистического иудаизма, прежде всего, хасидов Сатмара, сионизм - примитивное и грубое искажение величественного мессианского плана преобразования вселенной ("тиккун олам"). Кара за принятие сионизма - гибель в огне Холокоста половины еврейства. Гибель не окончательная - еврейство выживет, и кроме того, не забывайте, что подобно части мусульман-шиитов, буддистам и индуистам евреи верят в реинкарнацию... и все же.
История, рассказанная Майклом Шейбоном трагична, метафорична. Если быть Израилю, то быть и Холокосту.
Книга Шейбона - скрытое предупреждение. Расизм, геноцид, сионизм - не способ решения проблем евреев. Это - лишь способ их максимально обострить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий