На иллюстрации: девять лиц Махапарабхайравы. Художники Лалита Джайадхар и Адинатх Джайадхар.
БХАЙРАВА – РАСКРЫВАЕМ ТЕМУ. Иногда люди интересуются: «Бхайрава – это всего лишь одно из воплощений Шивы! Почему же тантрики так сильно почитают именно Бхайраву?».
Задающие такой вопрос не в курсе того, что под Махапарабхайравой традиция понимает Высшего Шиву, превосходящего пределы, и самые мощные монистические учения и радикальные тантрические пути были переданы именно Бхайравой и его Шакти. На втором месте по степени продвинутости и силы – Рудра-тантры, а на третьем месте – Шива-тантры.
Так кто же такой Бхайрава на самом деле? Под Бхайравой понимается следующее:
1) На уровне метафизики - это Атман, переживающий, свидетельствующий принцип, трансцендентное.
2) Поскольку это поддерживает бытие (Кшетра), образованное его силой (Кали), Бхайраву называют богом, поддерживающим пространство (Кшетрапала).
3) Поскольку Бхайрава никогда не рождён, присутствует во всех инкарнациях и преображениях, и никогда не умирает, а его энергия (Кали) рождает, поддерживает и уничтожает всё в бытии, Бхайраву называют богом времени (Калабхайрава).
4) Поскольку Бхайрава (трансцендентность, не определяемая как «существующее» и «несуществующее») и Махакали (имманентность, включающая в себя все формы мироздания) являются единой Реальностью, именуемой «Великая Бездна» (Махагахвара) и превосходящей (анакхйа) рамки возможностей профанического мозга, то она не может быть воспринята профанами без ужаса. Поэтому Бхайраву называют Бхишана (Владыка Ужаса), а Кали называют Бхишанешвари.
5) Поскольку Калабхайрава на самом деле един с Махакали, он зовётся Махакалабхайрава.
6) Поскольку Бхайрава излучает из себя чудовищно мощную энергию, образующую разнообразное бытие, его зовут владыкой ярости, гнева (Кродхабхайрава).
7) Поскольку священный миф говорит о том, что Шива Махешвара, известный в традиции как Махабхайрава, для вразумления богов проявился как безбашенный парень (батука), порождённый из божественного гнева, Бхайраву именуют Батукабхайрава.
8) Поскольку Батукабхайрава оторвал Брахме голову и сделал из неё чашу (капала) – Бхайраву называют богом чаши из черепа (Капалабхайрава).
9) Поскольку Бхайрава оторвал голову богу-священнику, вместе со своей шакти соблазнил на разврат семь ведических мудрецов и их жён, убил охранников дворца Вишну во гласе с Виваксеной, терроризировал и рэкетировал самого Вишну и Лакшми, Бхайрава считается богом трансгрессивных гетеродоксальных мистиков, практикующих гетеропраксию, а также богом преступников, повстанцев, бунтарей и революционеров.
10) Поскольку тантрики мужского пола визуализируют себя в иконографическом теле Бхайравы, ведут героическую жизнь радикальных мистиков (вирамарга) и реализуют себя Бхайравой (бхайрава дживанмукти), их именуют «Героический Бхайрава» (Вирабхайрава). А адептов женского пола именуют «Владычица Капалы» (Капалини, Капалешвари).
Комментариев нет:
Отправить комментарий