Эти три канала разделяются на верхнюю и нижнюю части.
Верхний центральный канал, называемый [планетой] раху, а также - нипанг и авадхути, начинается как раз над пупком. Связанный с элементом пространства, он имеет зеленоватый цвет; главная его функция — заставлять опускаться жизненную энергию в теле.
Справа от него располагается рома, называемый также расана и ньима (солнце). Этот красный канал ассоциируется с элементом огня, а главная его функция — заставлять опускаться женские сексуальные флюиды (т. е. гормоны) и кровь (яйцеклетку).
Слева располагается канал кьянгма, который также называется лалана и дава (луна). Он белого цвета и связан с элементом воды; главная его функция — заставлять опускаться мужские флюиды.
Все эти три энергетических канала управляются жизненными энергиями, текущими по ним.
Под пупком центральный канал уходит вправо и достигает верхушки полового органа. Здесь он называется (цветок) кундарма, (раковина) дунгчен и (планета) калагни. Связанный с элементом изначальной мудрости, он имеет синий цвет, а главная его функция — заставлять опускаться мужские гормоны и семя.
Левый канал также изгибается к центру и приходит к верхушке полового органа. Он называется луг (овца), имеет черный цвет и связан с элементом воздуха. Г лавная его функция — заставлять опускаться отработанные флюиды.
Правый канал отклоняется влево и приходит в анус. Он называется марсер (багровый) и ассоциируется с элементом земли. Его цвет -желтый, а главная функция - заставлять опускаться отходы.
Все эти три канала обусловлены текущими в них нисходящими энергиями.
Иногда, при неправильной медитации, нисходящие энергии [ пребывающие в нижних каналах] направляются в верхние каналы, а поддерживающие жизнь энергии [располагающиеся вверху] вынуждены спускаться в нижние, отчего возникает множество неприятных и опасных последствий - например, тяжелые заболевания
Если такие разрушительные эффекты могут вызываться [неправильной] медитацией, то почему бы тогда правильные методы не могут вызывать столь же мощные, но положительные воздействия -например, прекращение физических болезней и разрушение причин смерти?
Шесть энергетических центров, или чакр, в Калачакре таковы.
Первый располагается как раз под макушечным отверстием черепа и имеет четыре лепестка энергетических каналов. Второй находится во лбу и имеет шестнадцать лепестков. Третий расположен в горле и имеет тридцать два лепестка. Четвертый, с восемью лепестками, находится в сердце. Пятый имеет шестьдесят четыре лепестка и находится в пупке. Шестой имеет два ответвления; первое
— в анусе, с тридцатью двумя лепестками, а второе — в центре полового органа, с восемью лепестками11.
В энергетических центрах левый канал сворачивается спиралью по часовой стрелке вокруг центрального канала, а правый — против часовой стрелки, образуя таким образом два узла, препятствующие свободному течению жизненных энергий.
Следует также знать, как эти каналы сходятся в центрах и как они влияют на поток жизненных энергий. Это можно узнать из более подробных комментариев.
Природа и связующее воздействие этих узлов на тонкие энергии тела и последующее их влияние на сознание подробно объяснены в Главе о мудрости "Сокращенной Калачакра-тантры".
В других тантрических системах часто говорится, что когда боковые каналы образуют узлы вокруг центрального канала, то при этом между петлями спирали совсем не остается пустого пространства. В Калачакре же узлы визуализируются свободными, с пространством между витками спирали.
КАК СТИМУЛИРУЮТСЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Существует много различных методов получения тантрического опыта с помощью проведения мужской и женских субстанций, равно как и жизненных энергий, через центр чакр, как это объяснялось выше, и для раскрытия центрального канала сверху вниз. Этим методам можно научиться из более подробных комментариев. А сущность их такова.
ШЕСТЬ ЙОГ И ШЕСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
Практикуя первые две йоги — личного удаления и дхьяны 12 — человек последовательно сосредотачивает капли и энергии в верхнем отверстии центрального канала. В йогах управления энергией и последующей внимательности практикующий сосредоточивает их в пупке. В йоге удержания они помещаются в центральный канал и проводятся через все шесть энергетических центров. Наконец, с помощью йог самадхи, энергии сосредоточиваются наверху энергетического канала.
ТЕКУЩИЕ ЭНЕРГИИ
В литературе по Калачакре не упоминается о пяти основных и пяти вторичных энергиях (как в основных тантрах — Гухьясамадже и т. д.). Но в ней довольно много сказано о десяти тонких энергиях тела, которые имеют общую природу [с десятью энергиями в основных системах]. По сути, эти десять [в обеих системах] сводятся к категории пяти основных энергий. В этой традиции (т. е. в Калачакре) считается, что всеохватывающая энергия поступает главным образом через ноздри.
Где зарождаются эти пять энергий и где они пребывают?
Десять энергетических каналов сходятся в сердце. Два отверстия центрального канала, выше и ниже узлов в сердце, суть, соответственно, места возникновения и пребывания жизнеподдерживающей и нисходящей энергий.
Что же касается направления их потока, то жизнеподдерживающая энергия главным образом течет в трех верхних каналах, а нисходящая - в трех нижних.
Подобным образом, лепестки на востоке и юго-востоке от сердца - это местопребывания связывающей и "черепашьей" энергий. Юг и юго-запад - места пребывания восходящей и первоначальной энергий. Северный и северо-восточный лепестки — места
пребывания всеохватывающей и божественно предрасположенной энергий. Западный и северо-западный лепестки — места
пребывания энергий лу и норлегьял. Здесь они впервые появляются и здесь пребывают.
Затем они протекают через десять главных каналов. Сами каналы-токи подразделяются на множество меньших проходов, которые пронизывают все тело, словно тонкая сеть взаимосвязанных туннелей.
НАПРАВЛЯЕМЫЕ СУБСТАНЦИИ СОЗНАНИЯ-БОДХИ
Здесь затрагиваются три темы: как во время зачатия образуется тело из белой и красной субстанций сознания-бодхи, или белой и
красной капель; как они развиваются при жизни; и как они перемещаются во время смерти.
Традиция Калачакры говорит о каплевидных субстанциях тремя способами: капли, порожденные четырьмя причинами (бодрствованием, сном, глубоким сном и сексуальным экстазом); капли тела, речи, ума и мудрости; и капли формы, звука, мысли и изначальной мудрости. Эти понятия относятся к одному и тому же, и понимание их основы, природы и функций обязательно для практик стадии завершения. Поэтому эта тема обычно вводится в данном моменте представления.
Месторасположение капли причин бодрствования, тела и формы — во лбу. Месторасположение капли состояния сна, речи и звука
— в горле. Месторасположение капли глубокого сна, ума и мысли — в сердце. Наконец, месторасположение капли сексуального экстаза, мудрости и изначальной мудрости — в пупке.
И снова процедура работы с этими каплями состоит в том, чтобы спустить их по центральному каналу к верхушке драгоценного камня - начиная от капли бодрствования и заканчивая каплей изначальной мудрости.
Кроме того, когда капля четвертой причины (т. е. сексуального экстаза) расплавляется, и собранные вместе субстанции перемещаются через энергетические центры к пупку и драгоценному камню, человек переживает чрезвычайно сильное великое блаженство. Происходит это из-за того, что капля четвертой причины первоначально возникает именно в этих двух местах.
Лоб и драгоценный камень — главные места пребывания белых субстанций сознания-бодхи, и красные субстанции здесь слабее. Действительное место пребывания белых субстанций, которые выступают как основа усиления мужских энергий, — чакра во лбу.
Главные места пребывания красных субстанций сознания-бодхи -энергетические центры пупка, тайного места и горла. Здесь преобладает красная субстанция, а белая — слабее.
В энергетическом центре, расположенном в сердце, две субстанции (белая и красная) обладают равной силой.
Как объясняется в "Тантре четок ваджры", капли, образованные из белых и красных капелек, пребывающие в каждом из этих энергетических центров, при визуализации имеют размер кунжутного семени.
В традиции Калачакры все препятствия распределяются по категориям капель четырех причин. По поводу связи препятствия с каплями сказано, что капли являются центральными местами для чрезвычайно тонких энергий и состояний препятствий сознания, а инстинкты препятствий расположены над ними. Эти инстинкты дают возникнуть как препятствиям к освобождению [или хозяину 84
ООО заблуждений], так и препятствиям к знанию.
Итак, хотя капли составлены из атомов [и потому не могут действительно выступать как основа препятствия — ведь они являются центральными местами тонких энергий и состояний сознания, которые разносят инстинкты препятствий], имеет смысл говорить о них в таком ключе.
Капли состояний бодрствования и четвертой причины находятся в пупке. Зарождая одну или две из них, человек стимулирует соответствующие инстинкты и переживает соответствующий случай [т.е. бдительность и/или сексуальный экстаз].
В отношении капли в сердце сказано, что она представляет собой основание тела, в котором человек переносит глубокий сон.
Капли глубокого сна, сна и бодрствования заставляют нас переживать следующие три состояния.
Когда грубые энергии впитываются чакрами центрального канала в драгоценном камне и в сердце, человек переживает глубокий сон. Когда эти энергии входят в горло и тайное место, человек видит очень ясные сны продолжительное время. Когда эти энергии движутся к пупку или лбу, человек пробуждается ото сна и может воспринимать проявленные объекты внешнего мира.
Таким образом, при нашем повседневном опыте наше сознание попадает в такт с этими внутренними изменениями. Это подтверждает, что контроль над этими энергиями и каплями оказывает огромное воздействие на наш поток бытия, и что тот, кто умеет использовать йоги тантрического пути, может управлять состояниями своего сознания на этом изначальном уровне и трансформировать их в качества, присущие природе будды. Эта могущественная техника работы с тонкими энергиями и энергетическими центрами встречается исключительно в системах высшей йогической тантры.
У обычных существ капли четырех причин — бодрствования, сна, глубокого сна и сексуального экстаза — содержат силы, порождающие восприятие нечистых объектов мира, силы, которые вызывают искаженные видения и звуки, силы, вызывающие омрачение сознание и неведение, и силы, приводящие к рассеянию блаженства.
Эти силы очищаются йогами Калачакры. Или, точнее, они превращаются в пустое тело, неискаженный звук, необусловленную мудрость и неизменное блаженство. Эти качества доводятся до совершенства, давая возникнуть ваджра-телу, речи и уму будды, и давая полностью проявиться изначальной мудрости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий