Для меня «бог есть» и «бога нет» - не столько две противоположные точки зрения, сколько два способа выстраивать взаимоотношение с реальностью и с мирозданием. Как и первый, второй способ содержит в себе несколько способов, упомянем некоторые из них.
Когда начинаешь выяснять, в какого бога верит или не верит собеседник, обнаруживается, что под словом «бог» люди понимают разное.
Вот краткий список трактовок слова «бог»: а) высшая личность, ожидающая от человека определённого поведения; б) высший разум, мудро кумекающий и опять же, ожидающий от человека какого-то особого поведения; в) некая высшая сила, поддерживающая одно и гнобящая другое; в) нечто трансцендентное, не имеющее отношения к феноменальному миру; г) имманентность, включающая в себя все феномены вселенной; д) принцип некого вселенского сознания, единого с присущей ему всесильной энергией; е) изначальная неописуемая реальность, включающая в себя и трансцендентность и имманентность.
Ранее на земле было немало религий, с точки зрения которых, бог проявлялся в виде пантеона богов, являющихся родственниками человека. Сейчас таких религий стало меньше.
Многие выжившие до наших дней религии описывают бога как доминантного примата, которого положено восхвалять… перед кем требуется выражать своё униженное положение, чтобы не он не наказал верующего в него человека. Как альфа-шимпанзе или альфа-бабуин наказывает за провинность младших обезьян.
С точки зрения многих религий, бог подобен Иосифу Сталину, которого было положено любить всем сердцем и, одновременно, бояться до усрачки. Множество людей не способны выйти за рамки этой парадигмы приматов.
Если ты скажешь, что для того, чтобы взлететь в духовное небо, не требуется стоять перед иконой или небом на коленях или на четвереньках, так как бог не является Великой Небесной Обезьяной, имеющей самые острые зубы и самые большие яйца – эти люди подумают, что ты являешься еретиком или дураком.
Многим приматам, наряженным в штаны и юбки, сама идея об отсутствии в боге запроса созерцать унижение верующего, кажется еретической. Им не верится, что подхалимство и холуйство – в духовной жизни элементы излишние. Они верят, что бог дарует «шестёркам» место в привилегированной кодле рая, и сделает в карцере ада петухами тех, кто не хиляет перед ним на цырлах. Поэтому фразу: «бог не ставит на колени, не опускает на четвереньки, бог поднимает с колен и дарует крылья для полёта в небо» - они воспримут враждебно.
У каждого свой путь, разные религии даны для разных людей, как и разные виды атеизма. И люди проецируют себя на мироздание, приписывая ему то, что свойственно именно им. Например, люди, свободные от засилья некоторых элементов, присущих стайным приматам, проецируют на мироздание свою свободу.
Когда кто-либо говорит нам: «я верю в бога» или «я не верю в бога», хорошо бы выяснить, что говорящий понимает под словом «бог».
Когда начинаешь выяснять, в какого бога верит или не верит собеседник, обнаруживается, что под словом «бог» люди понимают разное.
Вот краткий список трактовок слова «бог»: а) высшая личность, ожидающая от человека определённого поведения; б) высший разум, мудро кумекающий и опять же, ожидающий от человека какого-то особого поведения; в) некая высшая сила, поддерживающая одно и гнобящая другое; в) нечто трансцендентное, не имеющее отношения к феноменальному миру; г) имманентность, включающая в себя все феномены вселенной; д) принцип некого вселенского сознания, единого с присущей ему всесильной энергией; е) изначальная неописуемая реальность, включающая в себя и трансцендентность и имманентность.
Ранее на земле было немало религий, с точки зрения которых, бог проявлялся в виде пантеона богов, являющихся родственниками человека. Сейчас таких религий стало меньше.
Многие выжившие до наших дней религии описывают бога как доминантного примата, которого положено восхвалять… перед кем требуется выражать своё униженное положение, чтобы не он не наказал верующего в него человека. Как альфа-шимпанзе или альфа-бабуин наказывает за провинность младших обезьян.
С точки зрения многих религий, бог подобен Иосифу Сталину, которого было положено любить всем сердцем и, одновременно, бояться до усрачки. Множество людей не способны выйти за рамки этой парадигмы приматов.
Если ты скажешь, что для того, чтобы взлететь в духовное небо, не требуется стоять перед иконой или небом на коленях или на четвереньках, так как бог не является Великой Небесной Обезьяной, имеющей самые острые зубы и самые большие яйца – эти люди подумают, что ты являешься еретиком или дураком.
Многим приматам, наряженным в штаны и юбки, сама идея об отсутствии в боге запроса созерцать унижение верующего, кажется еретической. Им не верится, что подхалимство и холуйство – в духовной жизни элементы излишние. Они верят, что бог дарует «шестёркам» место в привилегированной кодле рая, и сделает в карцере ада петухами тех, кто не хиляет перед ним на цырлах. Поэтому фразу: «бог не ставит на колени, не опускает на четвереньки, бог поднимает с колен и дарует крылья для полёта в небо» - они воспримут враждебно.
У каждого свой путь, разные религии даны для разных людей, как и разные виды атеизма. И люди проецируют себя на мироздание, приписывая ему то, что свойственно именно им. Например, люди, свободные от засилья некоторых элементов, присущих стайным приматам, проецируют на мироздание свою свободу.
Когда кто-либо говорит нам: «я верю в бога» или «я не верю в бога», хорошо бы выяснить, что говорящий понимает под словом «бог».
Комментариев нет:
Отправить комментарий