Обычно люди думают, что живут один раз и не помнят ни о каких своих прошлых жизнях. Это обстоятельство приводит к возникновению экзистенциального вопроса: «Почему я – это я, родился именно собой, а не другим человеком, и почему моя жизнь локализована именно на этом отрезке необозримого времени».
В христианстве это сомнение преодолевалось благодаря представлению об уникальности личности перед Богом и краткостью времени мира, сотворенного всего несколько тысяч лет назад. В таком представлении человеческая жизнь занимает значимое место во времени бытия мира, при этом всякое событие жизни может иметь решающее значение для жизни вечной.
В ведической традиции это сомнение преодолевалось благодаря уверенности в безначальности собственной жизни. Но если жизнь безначальна, почему мы ее не помним? Чем лучше настоящей смерти это постоянное забвение навсегда ушедшего в прошлое? Эти вопросы направляют на поиск смысла забвения.
Одна и та же ситуация в разных эмоциональных настроениях может переживаться и как счастливая, и как трагическая. Это определяется инерцией потока эмоций, заданного предшествующими событиями, которые хранятся в памяти. Прошлое, которое уже не исправить, диктует форму переживания настоящего. Сопротивляться этому можно лишь путем изменения структуры ценностного восприятия событий, что означает изменение личности. Проще говоря, нужно стать другим человеком, что порой, страшнее смерти. Уж проще забыть прошлое.
Если бы человек помнил свои прошлые жизни, то его память задавала бы столь мощную эмоциональную инерцию, противиться которой можно лишь полным отрешением от всего в жизни. Поэтому забвение дает человеку шанс заново попытаться стать самим собой и перестать быть старой личностью. Память о прошлом надломила бы волю человека уже в детском возрасте. Благодаря забвению человек, постепенно взрослея, шаг за шагом пробуждает свою волю. Однако и здесь есть своя опасность: в силу постоянной повторяемости жизни в сансаре человек рискует воспроизводить одни и те же решения и ошибки, формируя тем самым матрицу событий будущей жизни, которую на Востоке отождествляют с кармой.
В этом восприятии мира забвение избавляет человека от худшей участи, но не спасает его, лишь консервируя достаточно плохую ситуацию. Поэтому имеет смысл обратиться к более оптимистическому восприятию мира, которое предполагает цель жизни, связанную с внутренним содержанием самой этой жизни и придающей ей смысл. В качестве такой цели не подходит что-либо онтологически иное содержанию самой жизни, например, посмертный рай, служение абстрактной идее (обществу, светлому будущему и т.п.) или переход в принципиально иное состояние (в мир эйдосов, растворение в Абсолюте и т.п.). Иначе говоря, целью жизни может быть только обретение полноты самой этой жизни.
Содержательное обогащение жизни возможно лишь в общении, приобщающем к внутренней жизни других. Благодаря этому границы жизни раздвигаются. События, не связанные с общением, протекают внутри жизни, не раздвигая ее границ. Следовательно, достижение полноты жизни возможно только в свободном общении с другими.
Однако свободное общение возможно только при взаимном согласии. Поскольку каждый волен поступать по-своему, в отдельных моментах времени возникает рассогласованность в общении: непонимание, вражда, ненависть, обида, ревность, измена, зависть и т.д. Удерживаемые в памяти факты такого рассогласования создают эмоциональную инерцию, которая делает человека несчастным рабом своей кармы или судьбы. В этом случае человек оказывается неспособным преодолеть свои обиды и вернуться к счастливой жизни. Поскольку в любом моменте времени может возникнуть рассогласование воль, полноценное общение невозможно в линейном времени, состоящем из последовательно сменяющихся моментов жизни.
Следовательно, полнота жизни возможна только в вечности, которая включает все моменты жизни. В эмпирическом времени момент определяется лишь одним раз и навсегда определенным действием воль участвующих в общении. В вечно настоящем моменте человек может по-новому действовать. Это проявляется как раскрытие в моменте нового содержания – альтернативного варианта общения, в котором люди переживают нереализованные в эмпирическом времени возможности своей встречи.
С позиции эмпирического времени становление вечности воспринимается как обнаружение других измерений времени, в которых реализуются иные событийные линии. Именно такое многомерное время мы переживаем в сновидении. Должна быть причина, почему восприятие многомерности времени отключается, когда мы пробуждаемся от сна. Эта причина обусловлена необходимостью забвения иных вариантов собственной жизни. Если человек, впервые встречая кого-либо, помнил бы все иные варианты общения с ним в других временных линиях, то накопленный груз непонимания и ошибок создал бы мощную инерцию эмоций, которая помешала бы дальше общаться. Именно забвение позволяет в каждой временной линии заново найти подлинное взаимопонимание с другим человеком.
При таком понимании можно найти ответ на вопрос, вызывающий экзистенциальное сомнение в мире. Не сама жизнь, а лишь способ ее восприятия локализован в определенном промежутке времени для решения задачи, связанной с достижением цели жизни. А именно, достижение такого подлинного взаимопонимания с другими, которое сделает ненужным забвение альтернативных вариантов жизни и тем самым позволит обрести всю полноту жизни в вечности.
В христианстве это сомнение преодолевалось благодаря представлению об уникальности личности перед Богом и краткостью времени мира, сотворенного всего несколько тысяч лет назад. В таком представлении человеческая жизнь занимает значимое место во времени бытия мира, при этом всякое событие жизни может иметь решающее значение для жизни вечной.
В ведической традиции это сомнение преодолевалось благодаря уверенности в безначальности собственной жизни. Но если жизнь безначальна, почему мы ее не помним? Чем лучше настоящей смерти это постоянное забвение навсегда ушедшего в прошлое? Эти вопросы направляют на поиск смысла забвения.
Одна и та же ситуация в разных эмоциональных настроениях может переживаться и как счастливая, и как трагическая. Это определяется инерцией потока эмоций, заданного предшествующими событиями, которые хранятся в памяти. Прошлое, которое уже не исправить, диктует форму переживания настоящего. Сопротивляться этому можно лишь путем изменения структуры ценностного восприятия событий, что означает изменение личности. Проще говоря, нужно стать другим человеком, что порой, страшнее смерти. Уж проще забыть прошлое.
Если бы человек помнил свои прошлые жизни, то его память задавала бы столь мощную эмоциональную инерцию, противиться которой можно лишь полным отрешением от всего в жизни. Поэтому забвение дает человеку шанс заново попытаться стать самим собой и перестать быть старой личностью. Память о прошлом надломила бы волю человека уже в детском возрасте. Благодаря забвению человек, постепенно взрослея, шаг за шагом пробуждает свою волю. Однако и здесь есть своя опасность: в силу постоянной повторяемости жизни в сансаре человек рискует воспроизводить одни и те же решения и ошибки, формируя тем самым матрицу событий будущей жизни, которую на Востоке отождествляют с кармой.
В этом восприятии мира забвение избавляет человека от худшей участи, но не спасает его, лишь консервируя достаточно плохую ситуацию. Поэтому имеет смысл обратиться к более оптимистическому восприятию мира, которое предполагает цель жизни, связанную с внутренним содержанием самой этой жизни и придающей ей смысл. В качестве такой цели не подходит что-либо онтологически иное содержанию самой жизни, например, посмертный рай, служение абстрактной идее (обществу, светлому будущему и т.п.) или переход в принципиально иное состояние (в мир эйдосов, растворение в Абсолюте и т.п.). Иначе говоря, целью жизни может быть только обретение полноты самой этой жизни.
Содержательное обогащение жизни возможно лишь в общении, приобщающем к внутренней жизни других. Благодаря этому границы жизни раздвигаются. События, не связанные с общением, протекают внутри жизни, не раздвигая ее границ. Следовательно, достижение полноты жизни возможно только в свободном общении с другими.
Однако свободное общение возможно только при взаимном согласии. Поскольку каждый волен поступать по-своему, в отдельных моментах времени возникает рассогласованность в общении: непонимание, вражда, ненависть, обида, ревность, измена, зависть и т.д. Удерживаемые в памяти факты такого рассогласования создают эмоциональную инерцию, которая делает человека несчастным рабом своей кармы или судьбы. В этом случае человек оказывается неспособным преодолеть свои обиды и вернуться к счастливой жизни. Поскольку в любом моменте времени может возникнуть рассогласование воль, полноценное общение невозможно в линейном времени, состоящем из последовательно сменяющихся моментов жизни.
Следовательно, полнота жизни возможна только в вечности, которая включает все моменты жизни. В эмпирическом времени момент определяется лишь одним раз и навсегда определенным действием воль участвующих в общении. В вечно настоящем моменте человек может по-новому действовать. Это проявляется как раскрытие в моменте нового содержания – альтернативного варианта общения, в котором люди переживают нереализованные в эмпирическом времени возможности своей встречи.
С позиции эмпирического времени становление вечности воспринимается как обнаружение других измерений времени, в которых реализуются иные событийные линии. Именно такое многомерное время мы переживаем в сновидении. Должна быть причина, почему восприятие многомерности времени отключается, когда мы пробуждаемся от сна. Эта причина обусловлена необходимостью забвения иных вариантов собственной жизни. Если человек, впервые встречая кого-либо, помнил бы все иные варианты общения с ним в других временных линиях, то накопленный груз непонимания и ошибок создал бы мощную инерцию эмоций, которая помешала бы дальше общаться. Именно забвение позволяет в каждой временной линии заново найти подлинное взаимопонимание с другим человеком.
При таком понимании можно найти ответ на вопрос, вызывающий экзистенциальное сомнение в мире. Не сама жизнь, а лишь способ ее восприятия локализован в определенном промежутке времени для решения задачи, связанной с достижением цели жизни. А именно, достижение такого подлинного взаимопонимания с другими, которое сделает ненужным забвение альтернативных вариантов жизни и тем самым позволит обрести всю полноту жизни в вечности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий