Когда говорят: «личность формируется благодаря обществу», забывают добавить: «лишь до уровня шимпанзе».
Шимпанзе – социальные существа, способные на удивление нейрофизиологов к смысловым обобщениям и обучению человеческому языку (языку глухонемых) в несколько сотен слов. Правда, взрослую шимпанзе обучить языку крайне сложно. У нее уже сложилось представление, что для нее как порядочной обезьяны недостойно махать руками ради общения с какими-то людьми. Однако в детском возрасте шимпанзе легко обучаются языку глухонемых. Более того, они потом пытаются обучать этому языку других и начинают причислять себя к людям, противопоставляя другим шимпанзе, которые не владеют языком.
Поскольку шимпанзе способны овладевать довольно сложным языком, на котором могут рассказать о вещах и событиях, не связанных с конкретной эмпирической ситуацией, возникает вопрос, почему за миллионы лет они не развили эту способность в естественной среде. Очевидно, есть тормозящий фактор, который ограничивает развитие личности только до определенного уровня. Этот фактор – общество. Под обществом я понимаю иерархическую систему социальных ролей, которые вытесняют индивидуальность.
Представим, что овладевшая человеческим языком шимпанзе попадает в общество обезьян в естественной среде и начинает пытаться передать всем свои языковые навыки. Думаю, вожак очень быстро поставит много мнящую о себе шимпанзе на место. Общество побуждает к развитию не всех способностей индивидуальности, а только тех, которые способствую социальной адаптации. Уметь говорить и демонстрировать ум никак не способствует социальной адаптации, и такая шимпанзе будет опущена на самое дно социальной иерархии.
В целом это верно и в отношении человеческого общества. Конечно, тут сразу возникают возражения – а как же цивилизация, наука, технологии? Однако все эти достижения появились сравнительно недавно, большую часть человеческой истории, многие десятки тысяч лет, человек вел первобытный образ жизни не далеко отстоящий от образа жизни шимпанзе. К чести людей следует отметить, что они владели огнем, имели развитый язык и даже делали наскальные рисунки, однако никакого принципиального развития человеческих способностей не было на протяжении тысячелетий.
Очевидно, в отношении людей действовал тот же самый фактор тормозящий развитие личности – общество. Для социальной адаптации не было необходимости развивать личные способности, напротив, они только мешали правильно вписываться в социальную иерархию. Что толку делать изобретения, если это не понравится вожаку и все сородичи согласятся с ним. Для оптимальной социальной адаптации нужно быть таким же как все, не умнее среднестатистического представителя общества.
Возникновение культуры – это мутация общества, вызванная тем, что индивиды каким-то образом получают внутри общества свободное от этого самого общества личное пространство. Этому всегда противодействует устойчивая тенденция – стремление вновь распространить власть общества над индивидуумом, поэтому личностям приходится все время отвоевывать у общества личное пространство. Как только сопротивление личностей ослабевает, общество вновь начинает деградировать, возвращаясь в изначальное естественное состояние – состояние обезьяненного общества.
Попытки выстраивания властной вертикали в России сопровождаются деградацией общества, в котором все меньше и меньше остается личного пространства человека. На каком-то этапе уже мало принимать законы, вторгающиеся в личное пространство человека. Необходимо уничтожать институты, позволяющие внутри общества развиваться культурной жизни. Именно поэтому последовательно уничтожается система организации научной жизни, образования, книгоиздательства и библиотечного дела. Поэтому казалось бы нелогичные указы о ликвидации Академии наук и Книжной палаты (на что не могли решиться даже коммунисты) вполне логичны с позиции войны общества, перестраивающегося по обезьяньим принципам, с культурой.
Шимпанзе – социальные существа, способные на удивление нейрофизиологов к смысловым обобщениям и обучению человеческому языку (языку глухонемых) в несколько сотен слов. Правда, взрослую шимпанзе обучить языку крайне сложно. У нее уже сложилось представление, что для нее как порядочной обезьяны недостойно махать руками ради общения с какими-то людьми. Однако в детском возрасте шимпанзе легко обучаются языку глухонемых. Более того, они потом пытаются обучать этому языку других и начинают причислять себя к людям, противопоставляя другим шимпанзе, которые не владеют языком.
Поскольку шимпанзе способны овладевать довольно сложным языком, на котором могут рассказать о вещах и событиях, не связанных с конкретной эмпирической ситуацией, возникает вопрос, почему за миллионы лет они не развили эту способность в естественной среде. Очевидно, есть тормозящий фактор, который ограничивает развитие личности только до определенного уровня. Этот фактор – общество. Под обществом я понимаю иерархическую систему социальных ролей, которые вытесняют индивидуальность.
Представим, что овладевшая человеческим языком шимпанзе попадает в общество обезьян в естественной среде и начинает пытаться передать всем свои языковые навыки. Думаю, вожак очень быстро поставит много мнящую о себе шимпанзе на место. Общество побуждает к развитию не всех способностей индивидуальности, а только тех, которые способствую социальной адаптации. Уметь говорить и демонстрировать ум никак не способствует социальной адаптации, и такая шимпанзе будет опущена на самое дно социальной иерархии.
В целом это верно и в отношении человеческого общества. Конечно, тут сразу возникают возражения – а как же цивилизация, наука, технологии? Однако все эти достижения появились сравнительно недавно, большую часть человеческой истории, многие десятки тысяч лет, человек вел первобытный образ жизни не далеко отстоящий от образа жизни шимпанзе. К чести людей следует отметить, что они владели огнем, имели развитый язык и даже делали наскальные рисунки, однако никакого принципиального развития человеческих способностей не было на протяжении тысячелетий.
Очевидно, в отношении людей действовал тот же самый фактор тормозящий развитие личности – общество. Для социальной адаптации не было необходимости развивать личные способности, напротив, они только мешали правильно вписываться в социальную иерархию. Что толку делать изобретения, если это не понравится вожаку и все сородичи согласятся с ним. Для оптимальной социальной адаптации нужно быть таким же как все, не умнее среднестатистического представителя общества.
Возникновение культуры – это мутация общества, вызванная тем, что индивиды каким-то образом получают внутри общества свободное от этого самого общества личное пространство. Этому всегда противодействует устойчивая тенденция – стремление вновь распространить власть общества над индивидуумом, поэтому личностям приходится все время отвоевывать у общества личное пространство. Как только сопротивление личностей ослабевает, общество вновь начинает деградировать, возвращаясь в изначальное естественное состояние – состояние обезьяненного общества.
Попытки выстраивания властной вертикали в России сопровождаются деградацией общества, в котором все меньше и меньше остается личного пространства человека. На каком-то этапе уже мало принимать законы, вторгающиеся в личное пространство человека. Необходимо уничтожать институты, позволяющие внутри общества развиваться культурной жизни. Именно поэтому последовательно уничтожается система организации научной жизни, образования, книгоиздательства и библиотечного дела. Поэтому казалось бы нелогичные указы о ликвидации Академии наук и Книжной палаты (на что не могли решиться даже коммунисты) вполне логичны с позиции войны общества, перестраивающегося по обезьяньим принципам, с культурой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий