воскресенье, 18 августа 2013 г.

Сомананданатха (Б.Бидичев): Спхота

Спхота (sphota) означает "вспышка, взрыв, раскрытие", и происходит от санскритского слова sphuT, что буквально означает "взламывать, расцветать, рассеивать, расширять, убегать". Считается, что концепцию спхота впервые изложил Патанджали в Махабхашье - "это звук, из которого возникает знание о мирских делах". Согласно Патанджали, спхота - неизменное качество речи - в отличие от изменчивой дхвани, акустической составляющей речи. Дхвани может быть длинной или короткой, громкой или тихой и др. - но спхота не подвержена влиянию произносящего.

Бхартрихари упоминает несколько концепций спхоты:
1. Спхота порождается соединением и разъединением органов артикуляции. Спхота исчезает, но порожденные ею звуки как бы по цепочке, но все слабее и слабее, отражают ее.
2. Спхота имеет временную длительность.
3. Хотя спхота и звуки, подобно огню и свету, производятся одновременно, на расстоянии воспринимаются только последние, подобно тому как издалека можно видеть свет, не видя его источника.
4. Спхота представляет собой универсалию (jAti), которая манифестируется, как отдельные звуки.

Согласно самому Бхартрихари, спхота неделима (abhinna), вечна (nitya) и не имеет временной длительности, но поскольку она проявляется через базовые (prAkR^ita ) и вариативные (vaikAri) звуки, то в процессе восприятия ей ошибочно приписываются длительность первых и вариативность вторых. Бхартрихари разделяет спхота и nAda (звук), который последователен и делим.

Бхартрихари выделяет три уровня спхоты:
varNa sphoTa - уровень слогов
pada sphoTa - уровень слов
vAkya sphoTa - уровень предложений

Спхота является причинным корнем, намерением высказывания. Произнесение (nAda) вызывает то же состояние сознания или спхота у слушателя - оно приходит целиком, во вспышке узнавания или интуиции (pratibhA). Это особенно верно для vAkya sphoTa, где все смысл всего предложения осознаётся (произносящим), и воспринимается (слушателем) в целом.

http://somanandanatha.livejournal.com/23797.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.