Спхота (sphota) означает "вспышка, взрыв, раскрытие", и происходит от санскритского слова sphuT, что буквально означает "взламывать, расцветать, рассеивать, расширять, убегать". Считается, что концепцию спхота впервые изложил Патанджали в Махабхашье - "это звук, из которого возникает знание о мирских делах". Согласно Патанджали, спхота - неизменное качество речи - в отличие от изменчивой дхвани, акустической составляющей речи. Дхвани может быть длинной или короткой, громкой или тихой и др. - но спхота не подвержена влиянию произносящего.
Бхартрихари упоминает несколько концепций спхоты:
1. Спхота порождается соединением и разъединением органов артикуляции. Спхота исчезает, но порожденные ею звуки как бы по цепочке, но все слабее и слабее, отражают ее.
2. Спхота имеет временную длительность.
3. Хотя спхота и звуки, подобно огню и свету, производятся одновременно, на расстоянии воспринимаются только последние, подобно тому как издалека можно видеть свет, не видя его источника.
4. Спхота представляет собой универсалию (jAti), которая манифестируется, как отдельные звуки.
Согласно самому Бхартрихари, спхота неделима (abhinna), вечна (nitya) и не имеет временной длительности, но поскольку она проявляется через базовые (prAkR^ita ) и вариативные (vaikAri) звуки, то в процессе восприятия ей ошибочно приписываются длительность первых и вариативность вторых. Бхартрихари разделяет спхота и nAda (звук), который последователен и делим.
Бхартрихари выделяет три уровня спхоты:
varNa sphoTa - уровень слогов
pada sphoTa - уровень слов
vAkya sphoTa - уровень предложений
Спхота является причинным корнем, намерением высказывания. Произнесение (nAda) вызывает то же состояние сознания или спхота у слушателя - оно приходит целиком, во вспышке узнавания или интуиции (pratibhA). Это особенно верно для vAkya sphoTa, где все смысл всего предложения осознаётся (произносящим), и воспринимается (слушателем) в целом.
http://somanandanatha.livejournal.com/23797.html
Бхартрихари упоминает несколько концепций спхоты:
1. Спхота порождается соединением и разъединением органов артикуляции. Спхота исчезает, но порожденные ею звуки как бы по цепочке, но все слабее и слабее, отражают ее.
2. Спхота имеет временную длительность.
3. Хотя спхота и звуки, подобно огню и свету, производятся одновременно, на расстоянии воспринимаются только последние, подобно тому как издалека можно видеть свет, не видя его источника.
4. Спхота представляет собой универсалию (jAti), которая манифестируется, как отдельные звуки.
Согласно самому Бхартрихари, спхота неделима (abhinna), вечна (nitya) и не имеет временной длительности, но поскольку она проявляется через базовые (prAkR^ita ) и вариативные (vaikAri) звуки, то в процессе восприятия ей ошибочно приписываются длительность первых и вариативность вторых. Бхартрихари разделяет спхота и nAda (звук), который последователен и делим.
Бхартрихари выделяет три уровня спхоты:
varNa sphoTa - уровень слогов
pada sphoTa - уровень слов
vAkya sphoTa - уровень предложений
Спхота является причинным корнем, намерением высказывания. Произнесение (nAda) вызывает то же состояние сознания или спхота у слушателя - оно приходит целиком, во вспышке узнавания или интуиции (pratibhA). Это особенно верно для vAkya sphoTa, где все смысл всего предложения осознаётся (произносящим), и воспринимается (слушателем) в целом.
http://somanandanatha.livejournal.com/23797.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий