Само слово «нада» происходит от санскритского корня nad (nadati) , что означает «рёв, вой, гром, вибрация». Это значение отсылает нас к еще более таинственному термину «спанда» ( санскр. Spanda) – «биение, пульс, вибрация, движение» - одному из самых загадочных понятий древнего кашмирского тантрического учения о природе Бытия и Вселенной. Как пишет в своей работе, посвященной спанде, известный российский индолог Сергей Пахомов, «традиционно спанда понимается как динамический аспект единой недвойственной реальности, запредельной, безличной и вечной. Он персонифицируется в образе Шакти, творящей космической силы, в то время как статичный аспект выражается в пассивном созерцательном Шиве».
Фактически, практика нада-йоги состоит в медитации на звук – внешний или внутренний, что расширяет пределы этой йоги от «вслушивания» во внешние звуки, речь или мелодию, до медитации на непроявленный звук анахата во внутреннем пространстве. Это включает в себя и ведические рич, самана и яджус, и тантрическую мантра-йогу, и медитацию на Шабда Брахман, и классические раги, и любые возможные проявления звука.
Стадии проявления изначального звука включают в себя такие уровни, как вайкхари, мадхьяма, пашьянти и пара.
Согласно Бхаскарарае – «…звук, который первым возникает в муладхаре, называется пара, следующий – пашьянти; следующий, когда он доходит до сердца и соединяется с буддхи – мадхьяма. Это название происходит от того, что эта форма звука средняя».
Согласно Нитья тантре - «Пара – форма звука, возникающая в муладхаре, она порождается праной. Та же прана, поднимаясь вверх, проявляется в свадхиштхане в состоянии пашьянти. Медленно поднимаясь вверх, в анахате он достигает соединения с познающим (буддхи) – это мадхьяма. Поднимаясь еще выше и появляясь в вишуддхе, он истекает из горла, и тогда это вайкхари».
А. Авалон, в своей знаменитой «The Serpent Power» описывает это так: «Когда Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит до сердца, там он соединяется с Буддхи, обладающим природой проявленного Нада и наделенного особым движением, которое называется звуком Мадхьяма. Это – звук Хираньягарбха, устремляющийся из области Пашьянти к сердцу. Потом тот же Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит до рта, развивается в горле и т.д., получая артикуляцию и становясь слышимым для ушей других, обладая природой проявленного Биджа с едва различимой артикуляцией и называясь теперь звуком Вайкхари. Это состояние звука называется Вират, потому что звук устремляется наружу».
«Вайкхари» - от «вак», речь. Это обычный звук, мелодия или речь. Как правило, в пример такого звука приводят звук, издаваемый вибрирующей струной или соударяющимися объектами.
«Мадхьяма» - означает «средний, промежуточный» . Это тихий, еле слышный звук – на грани звучания и не-звучания.
«Пашьянти» - означает «зримый, созерцаемый». Это звук, уже недоступный для внешнего уха, но доступный для созерцания во внутреннем пространстве (антаракаша дхарана), как звук или мелодия, которые мы можем «слышать» или произвольно воспроизводить у себя в сознании.
«Пара» - неслышимый, безмолвный звук, невыразимое «звучание тишины». Звук «пара» балансирует на пределе не-существования, это фаза глубокой медитации, когда сознание прикасается к абсолютно запредельному. Само слово «пара» означает «трансцендентный».
Из примеров высочайших достижений в нада-йоге мы можем привести как полу-легендарные имена – Матанга, Кашьяпа, Нарада, Бхарата, так и имена вполне исторических персонажей – как Абхинавагупта, Муттусвами Дикшитар, Тьягараджа, Тукарам, Намдев, Тулсидас, Сурдас, Мирабаи и многие другие.
http://somanandanatha.livejournal.com/33794.html
Фактически, практика нада-йоги состоит в медитации на звук – внешний или внутренний, что расширяет пределы этой йоги от «вслушивания» во внешние звуки, речь или мелодию, до медитации на непроявленный звук анахата во внутреннем пространстве. Это включает в себя и ведические рич, самана и яджус, и тантрическую мантра-йогу, и медитацию на Шабда Брахман, и классические раги, и любые возможные проявления звука.
Стадии проявления изначального звука включают в себя такие уровни, как вайкхари, мадхьяма, пашьянти и пара.
Согласно Бхаскарарае – «…звук, который первым возникает в муладхаре, называется пара, следующий – пашьянти; следующий, когда он доходит до сердца и соединяется с буддхи – мадхьяма. Это название происходит от того, что эта форма звука средняя».
Согласно Нитья тантре - «Пара – форма звука, возникающая в муладхаре, она порождается праной. Та же прана, поднимаясь вверх, проявляется в свадхиштхане в состоянии пашьянти. Медленно поднимаясь вверх, в анахате он достигает соединения с познающим (буддхи) – это мадхьяма. Поднимаясь еще выше и появляясь в вишуддхе, он истекает из горла, и тогда это вайкхари».
А. Авалон, в своей знаменитой «The Serpent Power» описывает это так: «Когда Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит до сердца, там он соединяется с Буддхи, обладающим природой проявленного Нада и наделенного особым движением, которое называется звуком Мадхьяма. Это – звук Хираньягарбха, устремляющийся из области Пашьянти к сердцу. Потом тот же Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит до рта, развивается в горле и т.д., получая артикуляцию и становясь слышимым для ушей других, обладая природой проявленного Биджа с едва различимой артикуляцией и называясь теперь звуком Вайкхари. Это состояние звука называется Вират, потому что звук устремляется наружу».
«Вайкхари» - от «вак», речь. Это обычный звук, мелодия или речь. Как правило, в пример такого звука приводят звук, издаваемый вибрирующей струной или соударяющимися объектами.
«Мадхьяма» - означает «средний, промежуточный» . Это тихий, еле слышный звук – на грани звучания и не-звучания.
«Пашьянти» - означает «зримый, созерцаемый». Это звук, уже недоступный для внешнего уха, но доступный для созерцания во внутреннем пространстве (антаракаша дхарана), как звук или мелодия, которые мы можем «слышать» или произвольно воспроизводить у себя в сознании.
«Пара» - неслышимый, безмолвный звук, невыразимое «звучание тишины». Звук «пара» балансирует на пределе не-существования, это фаза глубокой медитации, когда сознание прикасается к абсолютно запредельному. Само слово «пара» означает «трансцендентный».
Из примеров высочайших достижений в нада-йоге мы можем привести как полу-легендарные имена – Матанга, Кашьяпа, Нарада, Бхарата, так и имена вполне исторических персонажей – как Абхинавагупта, Муттусвами Дикшитар, Тьягараджа, Тукарам, Намдев, Тулсидас, Сурдас, Мирабаи и многие другие.
http://somanandanatha.livejournal.com/33794.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий