понедельник, 15 июля 2013 г.

Ривка Клюгер: Иудейский миф

Современные теологи часто утверждают, что в иудаизме нет мифов, и как раз именно это обстоятельство указывает на то, что иудаизм — более новая и высокоразвитая религия по сравнению с мифологическими политеистическими религиями.

Но как же тогда быть с прекрасными и глубокими ветхозаветными историями о сотворении мира, об Адаме и Еве, о патриархах и о многом, многом другом — с историями, которые перед тем, как были записаны, на протяжении целых столетий передавались из уст в уста? Их можно назвать мифологическими в классическом понимании этого слова. Через посредство образов миф рассказывает о божественном. Мифы — одна из форм божественного откровения. Когда говорят боги, или говорит Бог, мы оказываемся в стране мифов, где божественное начало воплощается в конкретном образе. Изменилась лишь стадия развития человечества, которая и отражается в мифе.

Существуют мифы примитивные и мифы более сложные, в зависимости от их происхождения. Фактически они отражают определенную стадию духовного развития человечества. Нет никаких сомнений в том, что библейская форма персонифицированного Бога относится к области мифов. Вовсе не обязательно от нее отмахиваться, как часто теологи отмахиваются от "антропоморфизма", не понимая, что, уничтожая "антропоморфизм", они отнимают у Библии ее глубину и богатство, превращая ее в один мысленный скелет, лишенный всякого таинства.

Миф содержит живое таинство. В этом смысле Ветхий Завет очень мифологичен. Многие мотивы Ветхого Завета пришли из мифов соседних народов: вавилонян, египтян и местных финикийцев. Рационалистическая теология готова с удовлетворением утверждать об "увядании" ветхозаветного мифа, по сравнению с более древними источниками. Однако в действительности речь идет не об увядании, а о трансформации мифа. Миф обретает новое содержание, и старые мотивы становятся кирпичами для строительства нового здания.

Миф Ветхого Завета — это драма отношений между Богом и человеком. Исходя из этого, можно сказать, что Завет — это мифическое событие, подобно возникшему позже образу бракосочетания Бога с народом Израиля (Осия, Иеремия, Второисайя, Иезекииль). Мифологический поток несет нас к ветхозаветным апокрифам (насыщенным ангелами, демонами и другими божествами), к легендам Талмуда, еврейскому мистицизму и Каббале. Возникает новый миф: Бог раскрывается в десяти перспективах, Сефиротах. Они формируют божественного первочеловека, Адама Кадмона, и старый миф возникает вновь, но теперь он уже несет специфический еврейский отпечаток: Тиферет, божественное Сияние и Милосердие, сочетается священным браком с Малхут или Шхиной, божественным Женским Принципом, который часто отождествляется с Кнессет Исраэль, изначальным образом народа Израиля.

Архетипы, проявляющиеся в мифах и сновидениях, отражают жизнь богов, а в монотеистических религиях — жизнь Бога в человеке.

Ветхий Завет и каббалистический миф формируют сущность еврейской души. Для евреев, потерявших контакт с еврейской сущностью своей души (или никогда его не имевших), обрести свои внутренние истоки и основываясь на них жить — все равно, что родиться заново. Но это внутреннее обновление может быть достигнуто только в процессе индивидуального поиска пути к собственным глубинам, к внутреннему "колодцу Иуды".

С помощью своего глубокого и творческого инсайта религиозной функции человеческой души Юнг привел на этот путь многих евреев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.