Фрагмент беседы архимандрита Зинона и протоиерея Александра Сорокина о красоте, опубликованной в журнале «Вода живая».
Прекраснее сынов человеческих
- Связаны ли между собой понятия Церковь и красота, христианство и искусство, Христос и эстетика?
-
Красота - это одно из имен Божиих. Вспомните псалом: «Ты прекраснее
сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (ст. 3). Это
пророчество о Мессии. Благодать прежде всего обозначает красоту,
изящество и привлекательность, во вторую очередь - внутреннюю доброту,
благость и только потом уже дары, которые являются плодом щедрости
Божией. Потому понятие «благодать Божия» - по сути понятие тождественное
красоте, так как Бог прекрасен, а значит и все Его дары прекрасны. И
весь окружающий мир прекрасен, ибо отражает красоту Творца. В
особенности это должно относиться к Церкви, к ее богослужению. Об этом
выразительно говорится в псалмах: «Одного просил я у Господа, того
только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей,
созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс. 26, 4) и
»Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28, 2).
-
Вероятно, Вам, отец Зинон, различие между внешней и внутренней красотой
кажется надуманным, но в общепринятом представлении слова «красота»,
тем более «изящество» - это внешние характеристики. К тому же есть
расхожее представление, что внешнее - это плотское, материальное, а
Церковь, Бог - это духовное, «невещественное». Отсюда противопоставление
духовного материальному, которое выливается в противопоставление Церкви
и красоты.
-
Думаю, что это взгляд ошибочный. Я как художник могу сказать, что много
раз встречал лица, которые внешне, по меркам плотской красоты,
некрасивы, но они прекрасны, потому что через них светится вот эта
духовная красота. У Ренана встречается утверждение, что Христос внешне
был непривлекательным, но я думаю, что это не так, потому что
вышеприведенное пророчество о Мессии: «Ты прекраснее сынов человеческих»
не может относиться только к внутренней стороне. Он и внешне был
привлекателен, иначе бы Он не привлекал к Себе людей. Как утверждал
Чехов, глаза есть зеркало души, а душа у Него была абсолютно чистой и
святой.
-
На заре христианства многие считали, что Христос был некрасив, так как о
Мессии в том же Ветхом Завете сказано: «нет в Нем ни вида, ни величия…
Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53, 2-3), а о воплощении мы
говорим как об уничижении (см. Флп. 2, 7).
-
Это пророчество Исаии говорит о поругании Мессии, о Его обезображенном
виде, но это не значит, что Он не был привлекателен. Он был умален - в
смысле унижен, но это не говорит о том, что красота не была Ему
изначально присуща.
-
В самом деле, если бы Христос не был красив, то вряд ли Он бы услышал
от женщины: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»
(Лк. 11, 28)…
Носительница красоты
- Итак, духовная красота не может не проявляться во внешности. В чем же она проявляется?
-
Определить красоту по каким-то формулам невозможно. Так же как
благородство нельзя описать сводом жестких правил. Как мы узнаем
благородство в каком-то конкретном поступке человека, так же и красоту -
узнаем, чувствуем, как пчела чувствует аромат цветов, запах меда.
Ощущение красоты в какой-то степени можно воспитать. Например, если ребенку хотят привить хороший вкус к живописи, ему показывают лучшие образцы, и он начинает различать, что красиво, а что безобразно. А о конкретных проявлениях красоты можно спорить до бесконечности: есть поклонники авангардного искусства, есть - античного. Но каждый человек, имеющий чувство прекрасного, найдет его в любом виде искусства.
Ощущение красоты в какой-то степени можно воспитать. Например, если ребенку хотят привить хороший вкус к живописи, ему показывают лучшие образцы, и он начинает различать, что красиво, а что безобразно. А о конкретных проявлениях красоты можно спорить до бесконечности: есть поклонники авангардного искусства, есть - античного. Но каждый человек, имеющий чувство прекрасного, найдет его в любом виде искусства.
Но
мы говорим о красоте, источником которой является Бог. А Церковь, как
присутствие Божие в этом мире, должна быть носительницей этой красоты.
Если же понимать источник красоты как-то иначе, то это уже чисто
субъективное восприятие. Что красиво для одного, то может оказаться
некрасивым для другого. В таком случае вступает в силу пословица: «О
вкусах не спорят».
- Но откуда берется противопоставление красоты внешней, плотской и внутренней, духовной?
-
Это следствие падения человека. Страсти помрачили прекрасное в
человеке. Как у преподобного Иоанна Лествичника: «Некто (очевидно, это
был сам преподобный), увидев женскую красоту, прослезился и прославил
Сотворившего ее, и то, что для другого явилось сетью, для него явилось
поводом к славословию». Или, как говорит апостол Павел, «для чистого все
чисто, для нечистого все нечисто». Если красота в человеке рождает
какие-то дурные желания или ассоциации, то порча находится в нем самом, а
не в красоте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий