четверг, 14 июля 2011 г.

Нацизм и Хайдеггер

 В начале своего существования национал-социализм утверждал, что высшая способность и обязанность человека - не быть господином сущих, но быть свободой для проявления их необходимости,чтобы они могли явить себя иначе, чем сырье и инструменты (это очень близко Хайдеггеровскому пониманию Dasein). Это требовало от человека перестать считать себя господином сущего и источником реальности. Преображенное человечество, признавшее свою зависимость, смертность, конечность, стало бы тем, что дозволяет сущностям быть.
 
 Постепенно Хайдеггер приходит к выводу, что национал-социализм предал свою внутреннюю истину и величие, и стал проводником технологического раскрытия вещей. 
 
Хайдеггер рассматривал политику с весьма специфических позиций – он считал, что за всеми видимыми проявлениями политики стоит некая могучая и древняя, необъяснимая и непознаваемая сила, о которой ничего не знают те, кто ей служат. Политика представлялась ему верхушкой айсбергаИсторического Бытия, что мешало ему задаться вопросом об истинной подоплеке происходящих событий. Все политические события того времени воспринимались с большим пафосом, как прорыв безымянных и таинственных сил Истории – то как всеобщее возрождение, то как апокалипсис.
 
В марте 1933 после конференции, посвященной нацистской реорганизации университета, Хайдеггер пишет полное энтузиазма письмо своей подруге Элизабет Блохман. Он пишет о том, что после исчезновения прежних целей и ценностей под натиском всепоглощающего нигилизма, он нашел новые основания – в призыве Германии осознать свою роль в европейской истории. Ранее Хайдеггер часто говорил о деконструкции мира, теперь он говорит о создании мира, берущего свои основания в народе. Для Хайдеггера национал-социалистическая революция дала основание для обновления. «Миру народа необходимо противостоять миру коммунизма и христианства» - говорит он, видя в двух последних угрозу самосознанию нации, угрозу гомогенизированного глобального общества, где больше нет различных исторических путей и целей. 
 
В ноябре того же 1933 г. Хайдеггер произносит страстную речь о референдуме по вопросу выхода Германии из Лиги Наций, анонсированном национал- социалистической партией. Хайдеггер говорит о нацистской революции как о том ,что перевернет все германское бытие. Таким образом, перед немцами ставится глобальная задача обновления полемоса бытия. Хайдеггер отрицает искусственные сообщества, как и жесткое доминирование, как затемнение смысла своего народа и других.
 
C точки зрения Хайдеггера, Германия всегда пыталась сохранить в неприкосновенности свой дух, а в 20 веке ее дух начал «загрязняться» еврейскими влияниями. Так что национализм Хайдеггера более духовный, чем биологический. Ностальгия по чистоте, говорит Деррида - это стремление очистить свой народ в целях его соединения со своей подлинной историей, сделать его завершенным текстом ,книгой и одновременно ключом для интерпретации самого себя. Хайдеггеру ненавистна мысль о либерализме, он видит в нем замену духа равнодушием. 
 
Хайдеггерровская симпатия к национализму обусловлена его романтизацией созидательной активности избранных: поэтов, мыслителей, политиков. Бытие использует их как причину для полемоса, место для него, и, скорее всего, разрушает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.