пятница, 3 января 2025 г.

Владимир Емельянов: Вопросы о словах 101. Understand

Почему английский глагол understand означает 'понимать'?

Понимание — такая штука, которая не имеет особых внешних проявлений, поэтому для обозначения понимания часто используются метафоры. Понимание может обозначаться как слышание: я осознаю услышанную речь, следовательно я понимаю (модель распространена, например, в чукотско-камчатских языках, но засвидетельствована и в русских говорах северо-востока Сибири: «это якут, он по-русски не слышит»; «он не говорит по-коряцки, а слышит»). Понимание может обозначаться как видение (др.-греч. ὁράω, английские примеры типа I see what you mean). Понимание может обозначаться как хватание рукой, взятие объекта в руки (латинское comprehendere, от которого французское comprendre и испанское comprender; также латинское capere, от которого итальянское capire).

Как мне кажется, английский глагол understand демонстрирует еще одну модель метафоры понимания. Понимание как нахождение рядом с чем-то. Значение 'понимать' было уже у древнеанглийского understandan, а также у родственных ему древнефризских understanda, understonda. Тут следует помнить, что в прагерманском *under из-за фонетических изменений слились два разных предлога *untér 'внутри, между' (родственный латинскому inter, сансритскому antar) и *undʰér 'под, ниже' (родственный латинскому infra). Предполагается, что приставкой в глаголе understandan служил первый из этих предлогов. То есть понимать в данном случае — это находиться внутри чего-то.

В других германских языках наблюдаем сходную модель понимания, но с буквальным значением не 'находиться внутри', а 'находиться напротив'. Она представлена в немецком verstehen, датском и норвежском forstå, шведском förstå, фризском ferstounde, ferstean, нидерландском verstaan, и, видимо, уже присутствовал в прагерманском *frastāną. Даже в английском глагол forstand 'стоять напротив чего-либо, стоять преграждая путь' в диалектах отмечен в значении 'понимать': How can I forstand your Professors, when they dinna forstand themselves (1878, Samuel Smiles, Robert Dick: baker, of Thurso, geologist and botanist).

Другие примеры связи пространственной близости и умственного осмысления можно увидеть в древнегреческом ἐπίσταμαι 'уметь, знать' из ἐπι- 'над' + ἵστημι 'стоять' и в древнеармянском haskanam (հասկանամ) 'понимать' производным от has (հաս) 'прибытие, приход'.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.