Аудио - https://youtu.be/zrtUB82uGxE
Есть девушка, которая сидит в пещере, на дереве или, позднее она заточена в башню, она находится в труднодоступном месте, она является и богиней-пчелой и носительницей витальности своего рода. Ей каждый день приносят еду, в какие-то знаковые периоды года или венерианского цикла, поднимаются мужчины, делают детей и уходят. По какому принципу отбираются эти мужчины сказать сложно, поскольку есть широкий спектр проявлений этого образа.
Девушка в башне - та самая Мзетунахави, девушка не видевшая Солнца / не виденная Солнцем. Она там сидит, в её тело вселяется родовая богиня / богиня местности и она является её персонификацией. Она - богиня хранительница конкретной местности / конкретного рода. Она там заточена. В какие-то даты она оттуда выходит.
Затем появляется королевский цикл, в котором сказочный герой должен запрыгнуть на коне или каким либо иным образом проникнуть в эту башню и переспать с нею. И дальше он должен подтвердить, что он туда добрался и после этого он становится королём.
В пределах этой парадигмы прикованной получается девочка, она там живёт, это не строительная жертва, она живая, её не принесли в жертву в физическом смысле, но при этом она в какой-то мере жертва, поскольку не может оттуда выйти.
Есть Даная, заточённая своим отцом в башню, Зевсу это не помешало, есть многочисленные сказки турецкие и соседних народов (османской империи) в них у султана рождается единственная дочь (поскольку мир османский вообще непонятно почему единственная дочь у султана с его гаремом, ну оки), он получает неблагоприятное предсказание о том, что она умрёт и девочку из лучших побуждений заточают то в стеклянную башню, то ли в подземелье. Девичьи башни, которые много по Восточному Средиземноморью, Причерноморью и в Прикаспии (самая известная - Баку). И они там живут. Донжон это такая девичья башня.
Есть история Рахав, которая просто заключена в башню Иерихона. При этом есть фигура короля, который происходит из чудесных рыжих людей, он с чудесными свойствами, но король он не сам по себе король, у него нет постоянного места жительства, подобно тому как Солнце обходит по кругу все созвездия, он как персонификация этого Солнца должен обходить все селения, в каждом из них то ли в храме в центре селения, то ли в стене живёт по такой девушке и король должен с ней переспать. Если рождается девочка - она должна стать следующей девой в башне, когда она достигнет нужного возраста. Что будет с мальчиком - можно просто выбросить со скалы, но не стоит его выбрасывать, потом он вырастает, его садят на коня и по смерти этого короля таких мальчиков много, они собираются на турнир на котором решают кто из них более всего достоин занять трон своего отца. Турнир бастардов. После этого уже новый король объезжает эти селения, башни и храмы.
В этой модели главная - богиня Луны, трёхтелая богиня любви, смерти и перерождения. Она реинкарнационная богиня. И в тело короля вселяется душа короля и эти мотивы есть и у богинь, там прямая женская линия (бабушка - мама - дочь - внучка), а Солнце - сын трёхтелой богини, рождающийся на зимнее солнцестояние (точнее на Хануку, т.е. на новолуние близ зимнего солнцестояния) и умирающий на летнее солнцестояние (точнее 15 таммуза, на полнолуние близ летнего солнцестояния). Это время матрилокального брака, это социодемографическое состояние Старой Европы и не только Европы - Ближний Восток до прихода и семитов и ИЕ таков.
У мегалитизма есть брачная экспедиция, но мегалитизм хорошо прорастает в переднеазиатско-дунайские культы, поскольку мегалитизм отличается тем, что брачующиеся строем не возвращаются в своё селение, а основывают колонию на новом месте.
С двух сторон в этот мир Старой Европы проникают скотоводы. С Юга в Плодородный полумесяц проникают семиты, с севера в него же проникают ИЕ, а в Европу приходят ИЕ с востока. Почему это важно? У скотоводов в силу их хозяйственной деятельности главным является мужчина, поскольку женщина не может ежедневно обходить / объезжать территорию за скотом, поэтому ключевая роль в скотоводческих обществах достаётся мужчинам. И происходит перемена половых ролей Солнца и Луны, поскольку мужчины, обладающие фактической властью и занимающиеся наиболее важной в этих культурах деятельностью не могут смириться с тем, что во главе местной / субстратной религии стоит богиня, а не бог. Это время и перехода от матрилокального брака к патрилокальному. Меняется вся структура мифологем и королевской сказки в частности.
Один из самых живучих мотивов королевской сказки - богиня земли даёт королю право на власть, отсюда ритуальное венчание короля на царство, ритуальный брак короля со своей землёй. Если в Месопотамии мы видим чёткую иерогамию, в которой король вступает в брак с богиней местности. В Вавилоне эту функцию выполняла богиня Иштар, но она не богиня местности, а богиня Венеры. Но собственно Венеру пока трогать не хочется, потому что до Венеры, до венерианского времени мы ещё не дошли. Король венчается с богиней местности, это не постоянный титул и не постоянное право, это не раз вступил на трон и всё, а его венчают ежегодно в НГ ритуале, подобно выборам римских консулов, но тут обходится без особого выбора. Король всё тот же, но могут использовать интеррекса, подменного короля, которого могут убить или прогнать после окончания эсхатологического периода хаоса, но каждый раз король обновляет и по новой вступает в брак с богиней местности, роль которой выполняет жрица верховной богини. И король правит именно благодаря священному браку, иерогамии. Король получает право на трон и право на власть исключительно на основании того, что он супруг королевы (жрицы).
Как мы помним, племенная структура состоит из двух фратрий, каждая из которых экзогамна, а племя - эндогамно. Т.е. люди из племени не могут брать жён / давать жён в другие племена, но каждая из фратрий должна брать жён из другой фратрии, из другой половинки племени, потому что все представители одной фратрии являются друг другу братьями и сёстрами и таким образом поддерживается баланс между фратриями. Причём у каждой фратрии есть король фратрии, его не хочется называть королём, он скорее претендент на общеплеменной престол, но в новогоднем ритуале, который мб приурочен к различным календарным датам, этот король должен сражаться королём другой фратрии, может быть либо поединок один на один, либо между юношами обоих фратрий. Причём фратриальный поединок мы видим и в поединке Чолубея с Пересветом. Один из этих двоих должен стать королём всего племени и он должен взять себе в жёны королеву другой фратрии, сестру (или жену?) побеждённого им короля другой фратрии. И этот брак с королевой той фратрии означает установление мира, покоя внутри племени, наступает новый годичный цикл.
Модель в которой король объезжает свои земли - полюдье. В средневековье полюдье превращается в сбор дани, мне не очень понятно зачем королю лично приезжать для сбора дани, ему проще послать гонцов, суккалей, вассалов, действующих по той средневековой модели взаимоотношений между кинг и хайкинг и послы должны сказать: вы задолжали столько-то и столько-то, а если король придёт, то это будет в 10 раз больше. И этот король должен и проводить ритуалы плодородия - и земли и ритуальную дефлорацию девочек в силу права первой ночи, т.е. он обладает обширными функциями. Понятно, что короли от этого быстро изнашиваются и их достаточно часто меняют, потому что утрата половой силы короля - это уже повод для того, чтобы сменить несвежего короля на более свежего, тем более, что мальчики, его бастарды уже подрастают и не только эти, но и его младшие братья, сделанные его отцом в последнем своём круге или в предпоследнем и они более взрослые, чем дети этого короля.
Понятно, что это некая идеальная модель и она распространена на большом временном и пространственном ареале, у неё есть много модификаций, в это время происходит много войн и миграций, но такая модель в архетипе сохраняется в течении палеометалла и проигрывается в различных вариантах.
В этих моделях Солнце персонифицирует короля, обходящего свои владения. Рождается Солнце в этой модели и умирает на летнее и оно привязано к этим угловым датам. Мы помним, что мир этого времени уподоблен звёздному небу, которое всегда у нас над головой, а это небо всегда разделено на две половины Млечным Путём. У каждого рода внутри фратрии должно быть своё созвездие на небе. Подобно тому как разделено небо Млечным Путём, также разделено и племя на две фратрии. Да, есть племена, разделённые на большее число фратрий, но они образовались в результате сложных этнотрансформационных процессов - слияний, сепараций, миграций, мы говорим о некоей идеальной модели взаимоотношений внутри племени, а все исторические модели - это уже её производные. Эти фратрии разделены между собой Небесной рекой и в ареалы расселения племён в естественных условиях, когда ничего им не мешает (да, постоянные войны, да ресурсы распределены неравномерно, да за более престижные ресурсы больше войн и в результате складывается более мозаичная этническая структура), но в идеале границы расселения племени - это пространство между водоразделами, внутри бассейна одной реки с её притоками. За исключением Степи водоразделы, перекрытые лесами и горами, трудны для преодоления. Окружённая лесами и горами долина реки и в пределах неё развивается племя. Король обходит все поселения, он должен раз в полгода переходить из одной фратрии в другую. Приходя в новую фратрию или конкретное селение он должен благословлять своим присутствием эти земли. Солнце переходит Млечный путь дважды и король должен переходить с одного берега реки на другой (из одной фратрии в другую) раз в полгода. При этом уход короля / солнца из нашей фратрии воспринимается нашей фратрией как его мифоритуальная смерть, причём именно мифоритуальной, а не физической, его не убивают, но наша фратрия должна оплакивать его уход, как уход блага, но не потому, что он ушёл, а потому что с нами теперь нет того блага, олицетворением которого он является. Его сейчас с нами нет. А приход короля на ту сторону воспринимается как его мифоритуальное рождение / воскрешение, как то, что это благо снова с нами (т.е. - с ними). А через полгода, когда король обойдёт все локации на том берегу, посетит все места той фратрии, он снова оказывается на переправе и он снова приходит в нашу фратрию. И тогда уже для их фратрии это воспринимается как его мифоритуальная смерть и они оплакивают его уход, а в нашей половине это воспринимается как приход, как возрождение короля и снова с нами его благость и милость, он снова посетил нас. Земли племени часто разделены рекой на две равные половины (фратрии) и подобно Солнцу переходящему из одной половины неба, разделённого Млечным Путём, так и король переходит в своём вечном полюдье из одной фратрии к другой, с одного берега реки на другой, отвлекаясь только на время войн и нападений соседей.
Понятно, что бомжевать королю по подвластным ему селениям не очень удобно. Король ездит не один, а со всей свитой. В результате складывается система двух столиц (как правило - зимняя и летняя). Если в полюдье - это вечное возвращение короля, король постоянно движется, в этом полюдье у короля бесчисленное число жён, оно конечно не очень бесчисленное, оно зависит от числа селений во фратриях, но идеальное полюдье - полюдье Чандра (Месяца), который движется и каждую ночь спит в доме новой жены (новой лунной стоянки). У Чандра их 28. Когда выделяются по одной королевской линии в каждой из фратрий, брак с королевой противоположной фратрии должен установить мир и гармонию между нашим миром и иномирьем, поскольку противоположная фратрия для нас - то доброе иномирье, в котором можно (и нужно) брать жён. Эти роды группируются вокруг некоего селения с намоленным храмом и эти города становятся зимней и летней столицей.
Когда происходят переправы через небесную реку? Это очень важный маркер возникновения новогоднего мотива в этой конкретной культуре. Млечный путь (небесная река) пересекает эклиптику в двух местах - в созвездиях Стрельца и Близнецов. Тут важны именно созвездия, а не зодиакальные знаки. Сейчас у нас Солнце пересекает Млечный Путь после летнего и зимнего солнестояний в июле и январе. Это праздники Купалы и Белых святок. По состоянию на 1 г.н.э. переход Солнца через Небесную Реку приходился на месяцы накануне солнцестояний - июнь и декабрь. Декабрьских праздников у нас мало, разве что сатурналии / луперкалии. Рождество скорее праздник после того как Солнце уже переправилось на тот берег. При этом весь цикл белых святок скопированы с зелёных. В иудаизме есть Ханука как праздник солнцеворота, а христианские январские, а декабрьских почти нет. Возможно в силу сложных метеорологических и климатических условий для празднования. Около 2000 г. до н.э. переправа соответствовала второму лунного месяцу после равноденствий - маю и ноябрю. И здесь у нас очень много праздников - и ось Бельтайн / Самайн, майские огни, майский король, майское дерево (которые затем будут переноситься до Купалы), драконоборческие мотивы и Георгий Вешний, который сохраняется даже в образе Хидра в празднике Хидирлёза в исламских странах и в Лагбоймере, как праздник завета, праздник коллективного обрезания мальчиков достигших определённого возраста. Майский король приходит к нам из иномирья и он будет с нами эти полгода. По другую сторону - Хэллоуин, Дзяды, израильский суккот, половозрастная инициация девочек и это время заключения сезонного брака на тёмное время года приходят мужчины, а на весну опять уходят. В Европе - это время культа мёртвых, но после Хэллоуина есть и Мартин и божоле нуво, праздники радости встречи зимнего короля. В Европе на этот цикл накладываются мотивы того, что к нам приходит второй король, зимний (Дед Мороз, Крампус / Санта Клаус), но этот образ мб и женским как Фрау Холле (Госпожа Метелица) или Фрейя. Ноябрьские ритуалы сформировались на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Ещё один шаг назад - около 4000 г. до н.э. - это ось апрель / октябрь. Начало - новолуние близ равноденствий. Сюда относятся все весенние праздники. Есть Навруз и иудаисткая традиция, в которой есть Песах и Рош га-шана.
Двигаясь по календарю мы можем датировать исторический период, в который возник мотив. Дальше - хуже, поскольку есть карнавал пурима и масленица с лазанием по дереву. А к чему тут дерево - дерево приходит из переднеазиатско дунайской традиции, в которой Млечный путь представляется не мировой рекой, а мировым древом, которое необходимо срубить, потому что по нему хтонические силы заберутся на небо и украдут Солнце и Луну. В масленичном шесте проигрываются и мотивы богини на дереве. На шесте может висеть корона годичного короля или другой атрибут власти и все юноши кинулись лезть на дерево и кто добыл корону тот и стал королём, хотя стратегия понятна: нужно дождаться пока они там друг друга перемесят, а потом уже отобрать корону у последнего. По прецессионной хронологии это должно датироваться временем Чатал Хююка (как минимум 6 тыс. до н.э.). Противоположная дата - Лугнасад, в нём тоже есть лазание на шест, ему соответствует известные в историческое время изображения богини на льве, которая открывает цикл истинного короля.
Мы сделали этот обзор, чтобы показать весь диапазон ритуалов связанных с НГ и избранием нового короля в ареалах Средиземноморья и Европы. Этот цикл укладывается в годичный солярный цикл, в котором король или жрец исполняющий роль Солнца движется в пространстве или артефакт (ковчег завета, который ходил к плиштим и назад), но это ещё солярный цикл.
И тут начинают возникать промежуточные варианты. Последний вариант, в котором мы видим полюдье - это уже на границе с Венерианским циклом - это Инанна и Эрешкигаль. Классическая версия: Инанна спускается в подземный мир на 7 дней, соответствующим 7 дням Хануки, здесь она богиня любви. Она спускается к Эрешкигаль в подземное царство мёртвых, в то злое иномирье, в котором нельзя брать жён / мужей и следует делать всё строго наоборот. Она спускается туда со строго определённой целью забрать Думмузи / Таммуза, который становится её сыном и мужем, и она выходит с ним живым на руках.
Где у нас есть подобные 7 дней - это 7 дней Хануки, праздника зимнего солнцеворота, которая Инанна за 7 дней проходит 7 врат и выходит с новорожденным Солнцем, которое сначала является её сыном, а затем (близ весеннего равноденствия, скажем на песах или рош ходеш нисан) и мужем. Пока Таммуз с Инанной, Инанна обнажённая, она оставила свои одежды у Эрешкигаль. Природно-климатически для Ближнего Востока время Хануки - это время влажной зимы, когда зерно прорастает. Затем, через полгода - но уже не на новолуние, а на полнолуние (15 таммуза) в наш мир к Инанне и Таммузу приходит богиня смерти Эрешкигаль и забирает его голову, его мёртвого. Эрешкигаль должна раздеться, так как раздевается Саломея для того, чтобы получить голову Иоанна. Теперь, когда Инанна одета, а Эрешкигаль раздета, она, Эрешкигаль / Саломея должна забрать Таммуза и отсюда плач по Таммузу, который сохраняется в христианской логике как купальские праздники. В плодородном полумесяце время после плача по Таммузу - период максимальной жары и засухи, это время Эрешкигаль. Эти две даты противоположны не только фазами Солнца, но и фазами Луны, поскольку Ханука приходится на новолуние, а плач по Таммузу - на полнолуние.
В наших природно-климатических условиях этот комплекс несколько сдвигается, поэтому Иоанн рождается на летнее солнцестояние, а умирает всего через 3 месяца в сентябре. Точно также Иисус рождается на зимнее солнцестояние, а умирает всего через 3 месяца. Почему только 3 месяца даётся каждому из сезонных королей? Потому, что это цикл беременности 9 месяцев и умерший король обязательно должен реинкарнировать и под эти реинкарнационные мотивы закладываются эти 9 месяцев от смерти божества до его рождения. В логике христианской Европы мы видим двух сезонных королей, чей функционал отличен от их библейских образов. Иоанн в Библии скорее строгий, а Иисус - добрый и милостивый, тогда как в народном календаре всё с точностью до наоборот: зелёный Иван благостный, потому что он летний король, наш король, а Иисус - король злой, зимний. Эта та логика 2 сезонных королей, в которой Иисус правит от смерти Иоанна до собственной смерти (с сентября/октября по апрель), а с апреля по сентябрь/октябрь правит благостный король Иван. В роли Эрешкигаль выступает Саломея, чьё имя происходит от имени закатного, западного бога Шалима. Но Шалим уже не самостоятельный бог, а часть близнечной пары, он бог запада и ему противопоставлен бог востока Шахар (Иш Шахар - человек бога Шахара).
Инанна и Эрешкигаль - хронологически это пограничный мотив. У нас нет досемитского памятников письменности на Ближнем Востоке, первые памятники - шумерские так или иначе связаны с семитской инвазией. Пока не было семитов, была достаточно гомогенная языковая среда и потребности в письменности не было, а когда появляются семиты, с совсем иной языковой логикой, поскольку и хурритские (дошумерские) и шумерские языки - эргативные, а семитские - номинативного строя с внутренней флексией. И ИЕ язык формировался под влиянием яфетических языков и поэтому у ИЕ есть номинативный строй. В этих условиях билингвизма появляется потребность в записи. Поэтому Инанна и Эрешкигаль - это то промежуточное состояние мифа. Эта история ещё с полугодичными циклами, поскольку здесь есть 7 дней Хануки. У нас есть история Иоанна с Саломеей, она более поздняя, но она сохраняет связь с летним солнцестоянием, т.е. с днём его рождения, но не с днём его смерти. Усекновение - праздник осенний, он не настолько значим и историю с Саломеей вспоминают как раз на летнее солнцестояние, а не на осеннее равноденствие, на день его смерти. В контексте годичного цикла важен не столько переход из светлой половины года в тёмную (осеннее равноденствие), а из растущей долготы дня в убывающую (летнее солнцестояние).
Но в мифе об Инанне и Эрешкигаль уже начинают прорастать венерианские мотивы. Во-первых, Инанна и Эрешкигаль - близнецы-сёстры. Во-вторых, в этом цикле Инанна и её семитский аналог Иштар получают черты венерианского божества. Есть сложность с богиней Иштар, поскольку она отлична от Инанны, она просто богиня любви, которая ещё не связана с Венерой. Иштар тоже не сразу связана с Венерой. Аналогом Иштар является египетская Исида, вокализуемая как ОСТ. Иштар - Юд-Шин-Тав (раннеафразийский показатель женского рода), дальше к ней зачем-то прирастает Рейш и Тав / Гей (как ещё один показатель женского рода). Может: Ишет-Рет, мб выводит и на Шеду и на Ашеру (с переходом Юда в Алеф). При этом Исида - богиня Сириуса, есть отдельная богиня Сириуса - Сопдет. Исида назначает нового короля. Вслед за Сириусом восходит Пояс Ориона и сам Орион, которые и представляют Осириса, как избранного годичного короля. Около 3000 г. до н.э. в Египте и Месопотамии гелиакальный восход Сириуса совпадал с Летним Солнцестоянием, причём в Египте в это время начинался разлив Нила. Три события сложились в одном. Отсюда и начало года, но затем приходит солнечная династия и навязанный ими солнечный календарь заменивший лунно-солнечный оказался с погрешностями, да и сам восход Сириуса постепенно спрецессировал. Восход Исиды - Сириуса, назначающей нового короля. Звезда должна появиться на восходе Солнца.
Помимо Сириуса на восходе Солнца помимо привычных нам звёзд может появиться некая неучтённая яркая звезда, которая испортит праздник НГ, сделает фальшстарт нового года и мотивы с вестником, который приносит неправильную весть связан с таким неправильным восходом звезды близ восхода Солнца. За Сириус принимают другую звезду, эта звезда появляется раньше Сириуса на несколько дней. В это время уже появляется письменность и есть возможность проследить по записям когда такое уже бывало ранее. Постепенно на фоне этого годичного цикла Сириуса в результате многолетних наблюдений вырастает цикл Венеры. Исида записывается как Айин - Син - Тав и в этой же форме у нас фиксируется Остара, которая есть и в слове Easter (Пасха). Поскольку есть письменность, накапливаются сведения и формируется комплекс представлений о Венере как о двух самостоятельных божествах - Звезде Утренней и Звезде Вечерней, но то, что они одна и та же звезда поймут намного позже, в этом виноват Меркурий, который может быть с одной стороны от Солнца, а Венера с другой, допустим, Венера Западная, а Меркурий Восточный или наоборот. Когда же Венера находится в своём крайнем северном склонении она мб видима и утром и вечером, что также мешает идентификации её как одной звезды. Это время расцвета близнечных культов и мотивов. Есть много близнечных мотивов в Месоамерике, у майя, астеков, там где были цивилизации, возможно это было у Кахокья. Очень у многих персонажей есть близнечные пары - у Кецалькоатля есть брат-близнец Шолотль. Мы знаем в большей степени Кецалькоатля, чем Шолотля, хотя они близнецы. В истории Инанны и Эрешкигаль - они сёстры, хотя годичная цикличность ещё есть. В дальнейшем развитии этого сюжета Думмузи / Таммуз становится венерианским персонажем, он начинает бегать от погони по венерианскому мифу, он то прячется у Гештинанны, ещё одной близняшки Инанны, то снова бежит. В Средиземноморье близнечные мотивы связаны с созвездием Близнецов, созвездием переправы через Млечный Путь, причём у месопотамцев двуглавым и двуприродным является и созвездие Стрельца. Близнечные мотивы сначала проигрываются как поединок между двумя братьями, один брат убивает другого (Каин и Авель), один из братьев - бессмертный (Венер Западный), другой - бессмертный (Венер Восточный). Может и не быть поединка между братьями, они могут дружить и вместе пойти на войну, на которой смертный погибает. Без ссоры со своим двойником Гильгамешем погибает и Энкиду. Венер Восточный выскакивает в лучах утреннего солнца, он эрегированный, яростный, активный, обладает мужскими качествами и Венер Вечерний - унылый, опавший. В ряде вариантов Венер Утренний был мужчиной, а Венера Вечерняя - женщиной / скопцом.
И всё это происходит во время переполюсовки половых ролей Солнца и Луны. Вначале у нас была трёхтелая богиня Луны, а Солнце - её сыном, теперь Солнце становится богиней, златовлаской. В мифе об Инанне и Эрешкигаль Инанна выполняет роль лунной богини, которая должна уйти на 7 дней новолуния под землю (стать невидимой) для того, чтобы забрать своего сына из объятий смерти. Когда Солнце становится богиней, Златовлаской, возрождаются мотивы рыжеволосых богов и героев (чудесных людей). До этого чудесными были все люди с теми или иными отклонениями. Но тут снова появляется значение златовласки, вокруг которой бегают два юноши - Венер Западный и Венер Восточный и один другого убивает. Интересно, что изображение богини Афродиты / Венеры, вокруг которой летают постоянно борющиеся между собой Эрот и Антерос (Эрос и Противо-Эрос) - это не планета Венера с двумя спутниками, а как Златовласка-Солнце с Эросом (Венером Утренним, жизнелюбивым и эрегированным) и Противо-эросом (Венером Западным, удовлетворённым). И это противопоставление и разница между ними и включает в себя обе половинки венерианского божества. Это не Венера со спутниками, а две Венеры, сражающиеся между собой и летающие вокруг Солнца и часто появляющиеся одновременно. Этот же мотив проигрывается в созвездии Близнецов. У Венеры мб две видимости при крайнем северном склонении, она успевает взойти после захода Солнца вечером и появиться на небе перед утренним восходом. Поэтому мотивы двух героев были достаточно живучими. Созвездия Близнецов и Стрельца, т.е. созвездия переправы через Небесную Реку обозначены как двуликие, двуприродные.
Мы должны датировать появление этого мотива определённым временем, для чего и сделали экскурс в прецессию. Когда появляются венерианские мотивы, если исходить из этой медленно смещающейся прецессии. Время переправы - к какой дате это лучше монтируется. Созвездие Близнецов есть по состоянию на 2000 г. до н.э., т.е. нам нужно что-то раньше. И в это время уже есть наблюдения за Венерой, первые записи, где-то 2200 г. до н.э. Насколько раньше и что у нас есть раньше? Это должно быть не сильно далеко от. Ближайшая дата - весеннее равноденствие, когда Солнце переходит из тёмной половины в светлую. С ним связаны весенние праздники - Песах и Рош га Шана, для семитского времени это переправа через Баб эль Мандебский пролив ок. 3780 г. до н.э., они переплывают из Африки в Азию и окончательно отделяются от хамитов. Исход из Африки. Где-то в 4-3 тыс. Это могла быть эпоха Тельца, т.е. точка весеннего равноденствия уже находилась в созвездии Тельца, но новолуния могут приходится с разбросом в пару недель, так или иначе первое новолуние после весеннего равноденствия уже в Близнецах или же оно в конце Тельца, а весь лунный месяц проходит, когда Солнце в Близнецах. 1 нисана происходит уже в созвездии Близнецов, т.е. уже на Переправе. И в это время Венера может оказаться в восточном / западном положениях. А раз это новолуние, то важны соединения Венеры с Луной, когда мы видим Венеру над полумесяцем: Венера Восточная - это последний день видимости Луны, Венера Западная - первый день видимости Луны. Так мы это маркируем. В это время братья борются между собой, другой остаётся жив.
Переполюсовка половых ролей Солнца и Луны на этом не ограничивается. Был матрилокальный брак, всё было просто. Праматерью всего была трёхтелая богиня любви, смерти и перерождения. Женская линия была связана с наследованием власти, земли и трона. Где-то здесь уже появляются мотивы двух жён у Солнца как у короля. Они ещё не венерианские, они ещё мотивы утренней и вечерней звезды (поскольку здесь ещё пробегает и Меркурий). Две жены короля очень хорошо монтируются в контекст королев двух фратрий и двух столиц. Но когда приходят культуры, для которых мужчина г- лавный (в скотоводческих культурах женщинам тяжело в силу целого ряда объективных причин) и происходит переполюсовка половых ролей, Солнце оказывается уже женщиной, а в этом варианте ей уже не очень удобно быть женой двух мужчин, двух фратриальных королей попеременно.
Нужно объяснить почему Инанна является здесь лунным божеством. Собственно Нанна - богиня Луны. Она в течении недели, по мере того как на меноре зажигаются свечи, она снимает с себя 7 одежд и остаётся нагой и получает взамен Думузи и выходит из мира мрака с новым Солнцем, которое должно прибывать, а день начинает увеличиваться. И в начале следующего месяца мы получаем новое солнце и выпрыгнувшую из мира смерти Инанну как богиню Луны и новое Солнце как её сына, её ребёнка. У Солнца могут быть двое жён в разных фратриях и в это время под влиянием венерианских образом может уже формироваться и пара западного и восточного божеств. В это время верховное начало - женщина, богиня мать, богиня любви, трёхтелая богиня. А у семитов и у ИЕ - боги преимущественно мужские. У семитов есть чисто мужская троица Шамаш - Син - Астар (Солнце, Месяц, Венер, в Баальбеке), есть и ряд женских божеств, опять таки Иштар, Астарта. Когда приходят народы, у которых главными в обществе являются мужчины, им неприятно, что в мифологии над ними давлеют не боги, а богини. Поэтому у них верховным должно быть мужское божество, но мужское божество не может само родить ни девочку, ни мальчика, да есть забавные варианты с доставанием из ребра или из головы, как доставал Афину из Зевса или мальчика (Диониса) из бедра, опять таки мотив повреждения ног. Неестественным образом может мужчина / бог родить. Здесь Солнце становится золотоволосой богиней, а роль Месяца уходит на задний план, но мотив трёхтелой богини на ИЕ ареале превращается в Тримурти, но оно демонстрирует промежуточное состояние перехода от трёхтелой богини к трёхтелому богу, более того у индусов есть и Тридеви, в чистом виде трёхтелая богиня, возможно, что и Тридеви и Тримурти являются развитием трёхтелой Гекаты. При этом трёхтелость божеств притерпевает изменения тоже.
К тому, что у бога есть две жены в матрилокальном обществе относились нормально, потому что у женщин бывают периоды, когда мужчина им совсем не нужен, причём это даже не период месячных, а период родов, кормления и заботы о новорожденном. Поэтому матриархальное общество хорошо относилось к полигамии. И тут приходят семиты и ИЕ такая маскулинизация приводит к разного рода военным культам, поэтому два дерущихся мальчика вокруг богини и один из них погибает. Это Шалим и Шахар у западных семитов, Каин и Авель. Каин хотя и убивает Авеля, но он остаётся жив и он по сути оправдан, что вызывает огромное удивление у верующих и у христиан и у иудеев. Этот мотив доигрывается в образе Геракла, их двое, один смертный, другой бессмертный. Один бегает в маске и с палицей и совершает подвиги, второй сидит у Омфалы, прядёт нить жизни для другого, а потом они меняются местами. Это чисто венерианский, двуликий, двойственный образ. Геракл совершает 10 подвигов (2 по 5), т.е. два венерианских цикла, потом он добровольно живым восходит на погребальный костёр и на закате сгорает там, подобно тому как Венера Вечерняя сгорает в лучах заходящего Солнца. Причиной его смерти становится кентавр Несс, который подговорил его жену Деяниру намазать шкуру немейского льва ядом и яд перешёл на тело и он был сжигаем зудом и поэтому предпочёл добровольно взойти на костёр и был вознесён на небо, но в виде созвездия Геркулеса, а не в виде Венеры. Кентавр Несс занял место Хирона в созвездии Стрельца? В это время формируется представление, что герой должен быть один, из близнечной пары переходим к герою одиночке. Да, есть близнечные пары, которые вознесены на небо - Кастор и Поллукс.
По мере возвышения Венеры роль Луны в мифологии снижается. Да, Луна выполняет календарные функции вплоть до сих пор, но в народной мифологии балтов или славян - основные небесные божества - это Месяц и Солнце, фратрий там уже нет. При этом в Средиземноморье функция Венеры перетягивает на себя лунарные функции, такие как функции богини смерти. Если Луна и лунные богини связаны с мегалитическими некрополями, а солнечная богиня заточена в башне, как Мзетунахави (важен корень Мзе - Солнце), то в связи со сменой матрилокальной модели сказки (конкурс женихов) на патрилокальную (три сына) мы получаем сюжет, в котором король заточён в эту башню. Да, власть всё ещё передаётся по женской линии и отсюда все эти козни, которые будущий тесть в брачном испытании, причём, в конце концов, дочь не выдерживает и сговаривается с кем-то из юношей, потому что король в этой логике - муж королевы и ничего больше, собственно говоря английская монархия последних нескольких веков демонстрирует эту модель. Это уже собственно королевская сказка. Матрилокальная сказка заканчивается тем, что герой приходит в город, проходит брачное испытание, конкурс женихов и остаётся там править и не возвращается в свою деревню, да он может в качестве короля прийти туда в полюдье и там он уже сойдётся со своей сестрой и откуда-то отсюда начинаются корни баллады об инцесте, но они про другое, они скорее о купальском цикле. Там, где герой не возвращается в свой дом, - это патрилокальная сказка. В патрилокальной сказке есть испытание поисками царевні сыновей короля (как правило троих), которому нужно выбрать самого достойного. Окончание сказки может быть двух типов: герой получает принцессу и увозит её к себе (более поздний патрилокальный вариант) или остаётся править там (матрилокальный). В патрилокальном варианте герой должен съездить за принцессой. Есть сюжет Тристана и Изольды, в котором Тристану не удалось стать мужем той Изольды, но там сюжет осложнён наличием двух Изольд - настоящей и белорукой. Усложнение сюжета разобрано и в коллективном труде Тристан и Исольда. Златовласка - более простой вариант, это Тристан, которому удалось, поскольку там нет второй Изольды. Изольда - это та самая Иштар, Астарта. Король здесь уже совершенно статичен. Если раньше у нас была дева в башне / храме, которая принимала мужчин по собственному выбору, спала с ними, рожала от них детей, то потом формируется иерогамия, как священный брак между королём и богиней местности, пришедшие к Рахав мужчины и совершили эту иерогамию.
На следующем этапе король - муж королевы, когда он после смерти жены обязан выдать замуж дочь и после этого он теряет власть, его или сразу же после этого убивают физически или метафизически, но для него всё плохо и именно поэтому он чинит преграды. Королям это надоедает и они совсем переходят к патрилокальному браку. Король вешает жрецов, которые зудят у него над ухом, что боги им твердят, что пора бы королю уйти и пора уже избирать следующего и он продолжает себе править как правил и это устаканивается как прецедент и модель для всех его последующих потомков и ставит себе на смену не дочь, а сыновей. Если раньше в храме / башне сидела женщина, то теперь там, на этом месте, на месте портала в иномирье ставится не храм, а дворец короля, а на месте портала лежит тронный камень или стоит трон, к которому он прикован, и этот король не может сдвинуться с этого места. Отсюда институт суккалей (посыльных вассалов), которые должны быть глазами, руками, ногами короля и формируется вассалитет, когда младший член семьи или вассал становится необходимыми королю органами для исполнения его воли, для установления справедливости. Таков, например, Нинурта, как суккаль своего отца. И дальше нам уже рассказывают сказку о трёх братьях, из которых побеждает младшенький.
В Златовласке ещё промежуточный вариант - эта история о том, что герой должен отправиться в иномирье за невестой, но не для себя, а для короля и он проходит все необходимые брачные испытания и ритуалы вместо короля, поэтому естественно, что чудесная жена любит его, а не короля. Аналогичная история происходит с Элиэйзером, который идёт за Ривкой для Ицхака, сына своего господина Авраама. При этом по статусу Элиэйзер и Ицхак в общем-то равнозначны, они младшие члены семьи, раб на положении ребёнка, но младше Ицхака и понятно, что именно от него рождается Эйсав, старший из детей Ривки. Иржик (Георгий, т.е. это именно круг георгиевского цикла) проходит испытание, затем старый король “бух в котёл и там сварился”. Это “бух в котёл и там сварился” - не только физическое убийство прежнего короля, но и венерианский сюжет, подобный смерти Геракла. Точно также как Геракл добровольно восходит на погребальный костёр, в котёл восходит прежний король (Венер Западный), а из него выходит молодой король (Венер Восточный) и тут можно говорить о символике котла и печи. Он погиб, он не прошёл этот хебсед, а вместо него воцаряется на очередной 8-летний срок Иржик. Следующая стадия - чистая сказка о трёх братьях, поиски чудесной жены, причём в ней основные сюжетные ходы уже ритуализированы.
Затем формируется героическая сказка и героический эпос. Эпос уже есть к коллапсу бронзового века, во время до коллапса уже есть многочисленные изображения полумесяца со звездой, как правило 8-конечной, символизирующей 8летний Великий год, есть изображения Иштар / Астарты как богини дарующей власть. Ко 2 тыс. до н.э. уже сформирован героический цикл со странствиями героя, причём и герой и эпос о нём получают все венерианские характеристики, так у героя появляются и помощники и встречи с ними в большом эпосе чаще всего ассоциируются с соединениями Венеры с Луной. 2 тыс. - время эпоса. Затем коллапс бронзового века и всё становится плохо.
Где-то перед коллапсом происходит открытие Меркурия, его не то, чтобы его открыли, он был открыт и раньше, но его стали наконец-то отождествлять отдельной планетой, которой не было ранее. После открытия Меркурия появляется совсем иной комплекс представлений, там два мальчика, две девочки и по возможности солярное божество. Два мальчика - два Меркурия, две девочки - две Венеры + Солнце.
Где они встречаются? Египетская версия: два мальчика - Осирис и Сетх, две девочки - Исида и Нефтида и 5м солнечным богом здесь Горахти, Гор обоих горизонтов или Гор Старший. Исида - Венера Восточная, Сет - Меркурий Восточный. В этой модели рыжина божеств связана со свойствами внутренних планет с их восточных фазах, это та планета, которая появляется на алеющем небе, а планеты на синем, чернеющем небе - западные. Нибелунги: Гюнтер и Зигфрид, Брунгильда и Кримхильда. Причём Зигфрид добывал жену за Гюнтера. И библейская четвёрка: два мальчика Яков и Эйсав, причём Эйсав - рыжий, восточный, а Яков выглядит как западный, а в паре же девочек Рахель и Лея, Рахель по цвету скорее - восточная, но гибнет именно Рахель, поэтому она мб и западной. Нечто подобное проскальзывает и в сюжете Тристана и Исольды. Сюжет сказки о сестре трёх братьев является инвариантом астрономически полного набора богов фаз внутренних планет с тем отличием, что здесь Венера двупола, Венер Утренний - один из братьев, а Венера Вечерняя - единственная сестра всех троих братьев. В этих версиях у нас две Венеры и два Меркурия и в них разыгрываются их приключения и взаимоотношения.
Логика Ост / Иштар. Иштар можно прочитать как Ишет Рет с двумя финальными тавами, тогда это открывает ход на Ашеру, Ишхару и мб даже на Ашшура, как бога местности и супруга Ашеры. Дальше ход возможен и в сторону асуров и в сторону асов, поскольку асы / асуры плохи потому что есть Ушас, как чисто венерианский образ, рассветной богини, Венеры Утренней. Поскольку у нас есть образы Истер, Остары и Исольды, то можно сказать сказать, что заимствование образа и имени произошло именно на берегах Северного Моря. Хотя мб и в Западной части Степи, но это менее вероятно в силу отсутствия асов у славян и балтов. Асы - дети Остары. Асуры сохраняют Рейш.
В это же время у нас есть группа образов и представлений, которые остались от трёхтелой богини: она по-прежнему трёхтела и трёхлика и обладает лунными характеристиками, при этом появляются образы женские троицы из которых интересны три грации. Это вроде бы та же самая трёхтелая богиня, но если у Гекаты три лика повёрнуты в три разные стороны, а 4й всегда скрыт от нас и именно так изображают богинь на 4хгранных колоннах и что-то похожее было изображено и на Збручском идоле, но мы должны понимать, что датировка Збручского идола не очень понятна, он как и СоПИ мб продуктом 18-19 вв.н.э. Но сам концепт когда ты видишь три лика, а 4й скрыт - это Геката. Такие же есть и мужские изображения - Януса. Но Янус мб и 4хликим (лунарный) и 2ликим (венерианский). Аналогичные изображения есть и в кельтском мире. Но вот появляются три грации. Их композиция отличается от трёхтелой богини, хотя это новое воплощения идеи трёхтелой богини. Луна - это богиня любви (полнолуние), смерти (последняя четверть) и перерождения (первая четверть), а фаза посмертия скрыта от нас как 4й лик Гекаты, как бы ты не крутился вокруг этой 4хгранной колонны. В венерианском цикле тоже есть мотив смерти и возрождения, но он проигрывается по-другому. Композиционно грации расставлены иначе: если это изображение не предполагающее возможность рассмотрения с разных сторон, как фреска или мозаика, то крайние обращены лицом к нам, а средняя обращена к нам попой. Её лица мы не видим. Фактически это 3 фазы Венеры, на самом деле их 4, как и лунных, но для наблюдателя Венера и верхнем и нижнем соединении с Солнцем не видна, также как не видно лицо средней грации. Два лика Венеры, которые мы видим (западная и восточная) и когда она вблизи Солнца - время невидимости Венеры и поэтому средний лик грации скрыт от нас. В образе трёхтелой богини Луны одна из её фаз (последняя четверть) должна быть смертной, последняя четверть в лунном цикле представлена Луной Утренней. Но в венерианском цикле умирающая, смертная Венера всегда западная, вечерняя.
Лучше всего смена 4 фаз Венеры отражена в цикле Сехмет - Бастет - Хатхор - Мут. Сехмет (Венера Восточная) разъярённая и сексуально активная, затем в процессе полового акта (верхнее соединение) она становится кошкой Бастет, после секса Бастет становится беременной коровой Хатхор (вечерняя Венера, удовлетворённая), Хатхор здесь матка, утроба, в которой находится Гор, в момент родов Гора (нижнее соединение) она самка коршуна Мут. И после того как она как мать, как богиня родов, родила Гора она снова становится разъярённой Сехмет. Эти фазы хорошо монтируются и на продолжительность беременности: промежуток между последовательными верхним и нижним соединениями Венеры соответствует сроку нормальной беременности. Раз в 8 лет Венера находится в нижнем соединении (фаза Мут) близ летнего солнцестояния, которое около 3000 г. до н.э. было временем гелиакального восхода Сириуса и гелиакальный восход Венеры в это время становился фальшстартом для годичного цикла.
В логике королевской власти, как только король перестаёт вступать в брак с богиней местности, а просто венчается на царство, особенно в христианстве, тут король становится полностью статичным. Да, были и в Греции попытки метафизического истолкования священного брака, и в Месопотамии. И как только иерогамия, как священный брак с богиней местности представленной верховной жрицей этой богини, в теле которой воплощается эта богиня, как только эта иерогамия отмирает и король просто женится на женщине из знатного / чудесного рода и отдельно венчается на царство, то это приводит к разрыву между мифоритуальной и мифопоэтической реальностями. Как только мы переходим к патрилокальному браку, то возникает проблема, поскольку в таком браке принцесса для брака привезена из другой земли, а нам нужно утвердить право короля на эту землю и она не может быть персонификацией богини той земли, в которую она привезена. Да, можно выбрать невесту из другой фратрии. Это времена, когда все перемешались - поздняя бронза и РЖВ и фратриальные связи рассыпались. Когда же появляется венчание на царство, тут уже концепт окончательно распался. Но теперь статичным оказывается король, он прикован к этому месту и он не может никуда пойти, вместо него идёт его суккаль или вассал, который делает то, что должен сделать король, приводит ему жену как Иржик. В результате этой переполюсовки половых ролей Солнца и Луны король занимает это место в стене, в башне, он становится дозорным (ирим / шомерим) вместо богини в башне или храме. С этого момента власть короля совсем обожествлена: до этого король - муж королевы / богини и может пользоваться своей властью только пока он находится в священном браке с богиней / королевой, а теперь же король полностью сакрален. Да, он выполняет мифоритуальные функции (от ритуальной пахоты до права первой ночи), он может совершать полюдье, он может переезжать из столицу в столицу (в Ливии король переезжал из Триполи в Бенгази ещё в середине ХХ века). Но при этом король прикован к своему месту и теперь, став он Солнцем, он оказывается статичным. И вокруг Солнца бегают планеты, суккали короля. И соответственно, король, который бежал или даже просто сошёл со своего трона - он уже не совсем король или совсем не король и это основание того, чтобы его сменить, как только он сошёл с трона - его место уже вакантно. Эта статичность короля проявляется у кельтов времён Цезаря, который разделял у кельтов священных королей (rex) и военных вождей (dux), это же будет и у франков при ленивых королях, которые исполняли мифоритуальные функции и их основные функции получили герцоги (ducis) и мажордомы, хотя мы понимаем, что в мажордомах было намного больше королевской крови, чем в последних официальных меровингах. Дукс это не просто военный вождь, это - суккаль, это руки короля, глаза короля, ноги короля, которые исполняют его волю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий