Но оказывается, в средневековой Европе тоже была своя каста отверженных - каготы...
Как появились на западе Франции и в Пиренеях каготы не знает никто. Более того, нет даже точного объяснения, как появилось это слово.
Впервые они упоминаются в XI в. как отдельная община.
Деревня в Пиренеях
Одни старинные книги описывают каготов как низкорослых и коренастых людей, с вьющимися темными волосами. В других, наоборот — как голубоглазых и светловолосых здоровяков. Но почти все источники сходятся в одном — у каготов были круглые, лишенные мочки уши.
Что было нельзя каготам
Жили каготы отдельно от всех, обычно за пределами деревень и городов. Часто это были болота, косогоры, овраги и другие малопривлекательные для проживания и земледелия места.
Каготы были лишены многих прав и свобод — им запрещались элементарные вещи, доступные любому жителю Франции.
Каготы не могли жениться и выходить замуж за кого-то, не входящего в их общину. Еще им нельзя было есть, мыться и даже дружить с обычными людьми. Неприкасаемые не имели права использовать поручни и перила лестниц и площадок. Им нельзя было прикасаться к ограждениям и парапетам мостов. Хоронили их на отдельном кладбище, вдали от храмов и часовен.
Чем отличались от других
По улицам этих людей обязывали ходить с особыми трещотками, оповещавшими всех о приближении отверженного. Точно так бродили по дорогам средневековой Европы прокаженные, с которыми, кстати, каготов постоянно отождествляли. Считалось, что, прикоснувшись к представителю этой касты, можно заразиться лепрой или даже чумой.
Еще каготов обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах: в похищении детей, колдовстве, предательстве и даже каннибализме. Археологи специально изучили останки из каготских могил, чтобы определить, что было не так с этими людьми. Но исследователи не обнаружили ровным счетом ничего странного. Прокаженные и чумные среди каготов встречались не чаще, чем среди других слоев населения. Да и каких-то странных характерных отклонений в строении тел они не имели.
Но на деле каготы были похожи на обычных деревенских и городских жителей. Это доказывает то, что их заставляли нашивать на одежду отличительный знак в виде красной птичьей лапки. Еще одним признаком отверженного была обувь. Даже самые бедные изгои были обязаны обеспечить себя обувью и везде ходить только в ней. Босыми каготов никогда не видели. От того в народе ходили байки, что вместо ступней у них перепончатые когтистые лапы.
Чем зарабатывали на жизнь
Выбор ремесел, которыми могли заниматься европейские парии, был тоже ограничен. Каготы имели права выбирать только профессии, связанные с обработкой дерева или смертью. Они были лесорубами, строителями, гробовщиками, могильщиками и палачами. Очень много среди представителей этого племени было плотников. В старину если в учетной книге напротив имени стояло «плотник», то почти наверняка это был кагот.
Несмотря на предвзятое отношение, каготам доверяли строить деревянные храмы. Со временем они достигли в этом мастерстве больших высот.
А вот посещать церкви им приходилось с ограничениями. В задней части храма делалась особая, очень низкая дверь, над которой была надпись «кагот». Во время службы изгои сидели отдельно от прочих верующих, за перегородкой. А причастие священник подавал им на ложке, привязанной к длинной палке. У каготов была даже своя кропильница со святой водой. И если один из отверженных смел опустить руку в общую кропильницу, в наказание ему могли отсечь кисть.
Каготы в литературе и… архитектуре
К 15 столетию каготы стали общепризнанными виртуозами работы с деревом и превратились в гильдию плотников. Они уже не только строили храмы, но и делали мебель, повозки, сельскохозяйственный инвентарь, а еще изготавливали бочки для вин и кадки для воды.
Каготы оставили свой след в средневековой литературе. Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» упоминает, что на одной из стен Телемского аббатства была надпись, запрещающая входить на его территорию «лицемерам, фанатикам и каготам».
Официально все ограничения по отношению к этой группе людей были отменены во время Великой Французской революции, но на самом деле неприкасаемых продолжали притеснять и дальше. Во время революции многие каготы, воспользовавшись беспорядками, бросились в архивы. Там они принялись уничтожать записи о своем происхождении, чтобы вырваться из касты отверженных. Многим это помогло и бывшим изгоям удалось ассимилироваться в среде обычных французов и начать жить как все.
Но история европейских парий на этом не закончилась. В 1847 году французский писатель и историк Франсуа Мишель, готовя к выходу свою книгу «История проклятых рас», сделал неожиданное открытие. Оказалось, что более 10 тыс. каготов продолжали жить по старинке, презираемые всеми, в деревнях Гаскони и Наварры.
Отголоски нетерпимости к этим людям можно найти и сейчас. В современном французском языке слово «кагот» считается бранным. А более 60 храмов в Пиренеях имеют отдельные входы с дискриминационной надписью «Cagot». Конечно, через них уже никого не заставляют ходить на службу, но и упразднить эту позорную памятку не спешат.
Этимология названия кагот
В начале нашего рассказа мы уже упоминали, что происхождение этого народа и его названия до сих пор покрыто мраком. Есть несколько версий, которые пока ничем не подтверждены. Кто-то из ученых утверждает, что кагот — производное от canis gothus — «готская собака», а сами эти люди были потомками вестготов.
Другие утверждают, что их название происходит от окситанского ругательства cago - «дерьмо» или испанского слова cafo — «прокаженный».
Есть и версия, что каготы были потомками мавританских воинов, которые остались во Франции и Испании после вторжения мусульман в 8 веке.
Существуют и совершенно нелепые, фантастические версии, не имеющие ничего общего с реальностью.
Гордые каготы
Наиболее свежая теория появилась буквально пару лет назад. Английский писатель Грэм Робб в книге «Открытие Франции» предположил, что каготы некогда были гильдией средневековых столяров, достигших в своем деле вершин мастерства. Отношение же к ним как к неприкасаемым постепенно возникло из-за банальной зависти и интриг менее успешных конкурентов.
Удивительно, но в мире есть один человек, который считает себя каготом и гордится этим. Француженка Мари-Пьер Мане-Боузак уверена, что ее далеким предком в 8 веке был мавританский солдат, и называет себя «последним каготом в мире».
Все, что связано с каготами и по сей день окутано тайной и суевериями. Есть всего одно место в мире, посвященное этому странному и несчастному народу — Музей каготов в замке Нест (Nestes), построенном в 9 веке в Верхних Пиренеях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий