Теперь, не вдаваясь в редукционизм, давайте посмотрим на эволюционную теорию из древнего текста Дзогчен «Вималамитра Ньингтик», которая до сих пор не была переведена ни на один из языков.
Там говорится об эволюции в масштабе одной галактики или «мировой системы», появившейся в начале кальпы. После сообщения о появлении данной мировой системы речь в тексте плавно переходит на три мира: мир Форм, мир Бесформности и мир Желаний, а также упоминаются солнце и луна и другие детали начала этой кальпы в нашем мире.
Сосуд-вместилище нашего мира, состоящего из четырёх элементов, появился одновременно.
Вначале «усмиряемые существа» не имели материальных элементов, и первым
появился мир Бесформности с четырьмя полями чувств, аятанами - состояниями сознаний без форм. В силу воспри ятия пустотного цвета пространства созрел орган ментального восприятия, а его ясность расщепилась на фрагменты, в результате чего возник мир Форм, где живут божественные существа с телами света. В то время не было тел из материальных элементов, а тело проявлялось как отражение луны в воде. Из этого появились видимые тела.
появился мир Бесформности с четырьмя полями чувств, аятанами - состояниями сознаний без форм. В силу воспри ятия пустотного цвета пространства созрел орган ментального восприятия, а его ясность расщепилась на фрагменты, в результате чего возник мир Форм, где живут божественные существа с телами света. В то время не было тел из материальных элементов, а тело проявлялось как отражение луны в воде. Из этого появились видимые тела.
Мир Желаний, к которому относится и наш мир с людьми, животными и прочими, появился в результате совмещения ментального желания и видимых форм (по отношению к которым возникало это желание).
В то время появились боги и люди, причём вначале между ними не было разницы. В первую эпоху существования богов и людей в этом мире срок жизни был бесконечным (что вполне понятно, если учесть, что ни у богов, ни у и людей не было тел из материальных элементов).
Естественные желания существ привели к тому, что элементы воды, земли, огня и ветра
стали активироваться из своих потенциальных, латентных состояний.
стали активироваться из своих потенциальных, латентных состояний.
На этом этапе в мире появился Будда Ваджрадхара с окружением тысячи Будд, которые один за другим появляются в этой кальпе на Земле.
Можно предположить, что по времени это совпадает с началом нашей, «благой» кальпы.
Говорится, что на этом этапе не было ещё солнца и луны, а про Землю вообще не упоминается, так как существа не имели тел и, соответственно, не испытывали гравитационных неудобств и потребности в домах и прочем сервисе.
Постепенно, каждую тысячу лет, их срок жизни стал сокращаться, заслуга - убывать, и жизнь сократилась до 10 миллионов лет.
После смерти существа рождались из пятицветных яиц (яйца были из света, а не из скорлупы).
Далее произошёл интересный процесс уплотнения элементов в результате модуляции естественных звуков пяти элементов. В результате синтеза грубых аспектов пяти элементов появились холодные элементы, которые привели к образованию отцовских причинных факторов. В результате синтеза чистых квинтэссенций пяти элементов появилось тепло, которое образовало материнские условия. В то время тело было ещё прозрачным, как тень от лампы.
И тут начинается самое интересное. Люди отделились от богов мира «Четырёх Королей», и у них появилось полуматериальное тело, вместе с которым возникли голод и жажда,
которые поначалу утолялись квинтэссенциями элементов. Они одевались в листья деревьев и, что примечательно, не имели половых органов. Срок их жизни в то время составлял сто тысяч лет. Они передвигались по воздуху, не касаясь земли.
которые поначалу утолялись квинтэссенциями элементов. Они одевались в листья деревьев и, что примечательно, не имели половых органов. Срок их жизни в то время составлял сто тысяч лет. Они передвигались по воздуху, не касаясь земли.
Потом, в результате уплотнения элементов, рождение людей и других существ стало происходить из влаги и тепла. Люди питались плодами удивительных деревьев, которые вырастали вместе с рождением каждого человека. В результате истощения заслуги и усиления
эмоций срок жизни сократился до 80 тысяч лет. Тела уже не могли излучать свет, в связи с чем появилось солнце, а заодно, и луна (что описывается очень метафорически).
эмоций срок жизни сократился до 80 тысяч лет. Тела уже не могли излучать свет, в связи с чем появилось солнце, а заодно, и луна (что описывается очень метафорически).
Дальше описывается, как произошли половые органы у людей, которые не могли удовлетворить свои желания, просто глядя друг на друга. В результате они стали заниматься прелюбодеяниями и размножаться посредствомсовокуплений. Без этого они не могли обойтись потому, что наш мир, по своей природе, является миром Желаний, гдедоминируют страсти.
После того, как в результате совокупления стали рождаться дети, появились три низших мира - миры животных, духов и ады. Люди стали лениться и заниматься недобродетелью, в результате чего усилились три эмоциональных яда - страсть, гнев и тупость, и из-за
недобродетельных действий тела, речи и ума появились причины перерождения в низших мирах. Постепенно срок жизни уменьшился с 70 тысяч до одной тысячи лет.
недобродетельных действий тела, речи и ума появились причины перерождения в низших мирах. Постепенно срок жизни уменьшился с 70 тысяч до одной тысячи лет.
Эти этапы сопровождаются описаниями прихода разных Будд в этот мир.
Когда срок жизни сократился до ста лет, в этот мир пришёл Будда Шакьямуни в V веке до нашей эры.
Эта теория - постепенная, в ней отсутствует даже приблизительное датирование и имеется множество разных противоречий, даже не считая того, что Вималамитра мог претендовать на описание происхождения вселенной, опи сывая наш мир. Но в ней есть много неизвестной информации, которая может дать связующие звенья, восполняющие исторические и эволюционные пробелы в нашем знании мира и человечества.
Если посмотреть на теорию появления вселенной как таковой, то в тантрах говорится, что самсара возникла мгновенно вместе с мирами шести типов существ - богов, полубогов, людей, животных, духов и адских мучеников.
Это возникновение, равно как и существование - не что иное, как иллюзия. Но жизнь на Земле не возникла одновременно, даже иллюзорным образом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий