2. Допустим, сознание возникает как функция мозга. Почему тогда я остаюсь тем же самым экзистенциальным свидетелем на протяжении всей моей жизни, несмотря на то, что мое тело полностью изменяется и по составу, и по форме? Следовательно, ни сама материя, ни форма ее организации, ни даже непрерывность существования биологического организма не определяют позицию экзистенциального свидетеля, поскольку человек после клинической смерти тот же самый, что и до нее.
3. В современной фантастике ставят разные мыслительные эксперименты. Например, будет ли человек тем же самым, если а) разложить его на элементы и собрать в другом месте в процессе телепортации, б) пересадить его память идентичному клону, в) смоделировать сознание и его биологический носитель в виртуальной среде? Эти вопросы принципиально неразрешимы с позиции эмпирического наблюдателя.
4. В теории относительности Эйнштейна нет абсолютной одновременности, а значит, не может быть абсолютного момента «теперь» по отношению к которому все остальное либо уже прошлое, либо еще будущее. В физическом смысле настоящего нет, а прошлое и будущее определяются по отношению друг к другу как правое и левое. Поэтому у Вселенной не может быть возраста с момента ее возникновения, и она в равной степени реальности существует во всех моментах времени.
5. Однако с позиции экзистенциального наблюдателя все наоборот, существует только настоящее «теперь», так как прошлое уже перестало быть, а будущее еще не начало быть. И прошлое, и будущее осознаются только в настоящем как память и ожидание.
6. Поскольку самообнаружение собственного существования возможно только в моменте «теперь», которого не существует в физическом смысле, следовательно, физическая реальность не может породить самосознание, т.е. быть основой для позиции экзистенциального свидетеля.
7. Самосознание в моменте «теперь» связывает момент эмпирического времени с тем, что за его пределами, а именно, с событием внутренней жизни. Однако другой человек воспринимается только как внешнее явление в эмпирическом времени, следовательно, его внутренняя темпоральность другая и не синхронизирована с моей. Это означает, что у каждого свой момент «теперь». Этим объясняется, почему каждый замкнут внутри собственного сознания и даже биологически идентичного клона будет воспринимать как брата-близнеца, а не самого себя.
8. Однако внутренняя темпоральность разных людей все же может частично синхронизироваться, и тогда возникает сочувствие, способность чувствовать другого как себя.
9. Позиция экзистенциального наблюдателя основывается не в моменте эмпирического времени, а в моменте обнаружения собственной самости. В соотнесенности этого момента с эмпирической реальностью раскрывается как время бодрствования, а вне этой соотнесенности может раскрываться в темпоральности сновидений.
10. Вопреки различию темпоральности сновидений и бодрствования, а также отсутствию в них общей памяти и непрерывности сознания, сохраняется одна и та же позиция экзистенциального свидетеля, благодаря которой я и в сновидении, и в бодрствовании один и тот же я сам. Позиция экзистенциального свидетеля уникальна в том смысле, что позволяет в любом состоянии и в любое время быть собой независимо от памяти и от того, в какой темпоральности и в какой реальности раскрывается эта позиция.
11. Бодрствование отличается от сновидения тем, что внутреннее временя синхронизируется с временем физических процессов, что позволяет взаимодействовать во внешнем мире с другими людьми внешним образом. При этом внутреннее время самосознания остается не синхронизированным.
12. В самосознании все переживания соотносятся с внутренним ощущением себя как себя, независимо от течения эмпирического времени. Однако это внутренне ощущение содержательно и по-разному раскрывается в волевых актах, что позволяет говорить о становлении внутренней содержательности, т.е. внутренней темпоральности самости.
13. Позиция экзистенциального наблюдателя – это соотнесенность не менее двух темпоральностей. В темпоральности физических процессов не может быть самосознания, поэтому материя самосознанием не обладает. В темпоральности самости самосознание – чистая потенциальность, которая не раскрыта, и напоминает лишь сон без сновидений как вечно длящееся настоящее. Если это настоящее соотносится с темпоральностью внутренних психических процессов, то возникают сновидения, а если с внешним физическим миром, то – бодрствование.
14. Первоначальная точка соотнесения с эмпирическим миром, которую мы соотносим с моментом зачатия, не обусловлена характером материального носителя или локализацией во времени. Иными словами - я родился именно как Я вовсе не потому, что зачат именно в этот момент времени или у этих родителей, а не у других.
15. До момента моего зачатия мир в физическом смысле существовал в равной степени реальности во все моменты времени физических процессов. Момент «теперь» возникает с появлением экзистенциального наблюдателя. Следовательно, быть зачатым можно в любом моменте прошлого или будущего, если не в этот раз, то в другой, необязательно последующий, может быть и в предшествующий. Однако как только момент воплощения становится настоящим моментом «теперь», это настоящее синхронизируется и начинает скользить вдоль линии времени физических процессов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий