Где находится душа в промежутке между смертью и Воскресением?
На Литургии Великой Субботы вместо Херувимской поется: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе помышляет…»
Однако, запрещая «помышлять о земном», Церковь в этих словах не запрещает «помышлять о небесном».
Что же произошло на небесах в ту Субботу, когда душа Иисуса Христа последовала путем всех умерших до Него? Прежде всего, куда она последовала? Церковь отвечает на это: «Во гробе плотью, во АДЕ же душою…»
До этого, со времен Адама и до Иисуса, души ВСЕХ умерших, грешным и праведных, попадали во власть «преисподней»: это – нематериальная область тварного мiра, в которой заточен и в которой в то же время господствует некий ангел, отпавший от Бога в незапамятно давние времена. Подвергнутый Божественному проклятию, он лишен своего прежнего ангельского имени: в Писании он упоминается под условными именованиями, кличками» (как «авторитеты» в уголовном мiре): «князь преисподней», Рахав, "сар шель ям" – князь моря, Балл Зебуб – «повелитель мух» и т.д.
Поскольку смерть (разлучение души с телом) – не предусмотрена Божьим Замыслом для сынов Адама и Евы, и является прямым следствием греха (отпадения человека от Бога), то души умерших попадали в место, еще до сотворения человека порожденное грехом ангельским: ад, преисподняя, море, бездна.
Души «праведников до Христа» оказывались в верхних, наименее тяжких областях преисподней – но все равно были «в заключении», не имея возможности вознестись к престолу Творца.
Все это «во мгновение ока» изменил Иисус. Его человеческая душа, пройдя «путем всея земли», не задержалась во власти преисподней – но своей необоримой мощью «разрушила врата ада». Тем самым заточенные души внезапно обрели свободу. Как же они ею воспользовались?
Святые души, при жизни познавшие Бога, устремились в несотворенное Божественное Небо, в котором пребывает Сам Творец, «сущий на небесах».
Закоренелые в грехе, озлобленные души – так и остались в преисподней: это единственное место, где они себя чувствуют как дома: «для кого тюрьма, а для кого мать роднА»…
Но есть люди, которые не принадлежат ни к той, ни к другой категории: ни к святым, ни к злодеям! Добрые – но не познавшие Бога; грешные – но не озлобленные; немощные духом – но не замкнувшиеся в гордыне: им нет места ни у престола Божия, ни в мрачных подземельях ада! И таких душ среди умерших – подавляющее большинство как во времена Евангелия, так и поныне. Где же пребывают они после того, как Иисус разверз адские врата? На этот вопрос Церковь ясного ответа не дает. Это мудрое «умолчание» обусловлено прежде всего заботами «педагогическими»: к верующему предъявляются «максималистские» требования, без полутонов и промежуточных вариантов. Или покайся и до конца предай себя Богу – или душа твоя обречена на пребывание во мраке преисподней. Немощная человеческая природа такова, что без страха наказания большинство людей и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть как-то ограничить капризный произвол своей греховной воли. Так, апостол призывает: «иных же СТРАХОМ спасайте, исторгая из огня» (Иуд.1:23).
Но сейчас другие времена: этот «страх» практически уже перестал действовать – отчасти из-за того, что человечество повзрослело, отчасти же из-за того, что потеряло веру в Бога. Теперь на первый план в душевной жизни все больше выдвигается такая способность человека как разум, который категорически отказывается подчиняться тому, чего НЕ ПОНИМАЕТ.
Человечество вышло из возраста детского доверчивого послушания – оно вошло в подростковый возраст, в котором бунт и отрицание всего прежнего сочетаются с искренней жаждой ПОНЯТЬ Отца и сознательно согласиться с Ним. Этот путь открыт: все, чему учит Писание и Церковь – не было ложным, все было направлено к цели нашего возрастания в духе и разуме. Но теперь, пользуясь разумом, мы можем увидеть новые, более глубокие смыслы в том, что нам уже давно известно.
Итак, вернемся к теме Великой Субботы: ГДЕ пребывает великое множество душ, не святых, но и не преступных? Осторожные подходы к этому вопросу проявляет Католическая Церковь в своем учении о Чистилище: месте, где души находятся в промежуточном, неопределенном состоянии – иначе невозможно понять, какой смысл имеют молитвы об умерших. Но это учение требует углубления. ГДЕ находится это место и, главное, КТО в нем главенствует и определяет его специфику?
Писание дает на это ясный ответ: есть особое пространство тварного мiра, называемое «воздух», и есть особый ангел: «Князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2). Но если «воздух», значит – это НЕ преисподняя, НЕ море, не бездна. Об этом «князе» говорит Иисус: «Идет князь мiра сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Ясно, что этот тот же самый ангел, который искушал Его в пустыне (Мф.4:1-11). Он имеет символические именования: диавол (клеветник), лукавый (лживый), в Откровении Иоанна: «дракон, сходящий с неба», который предает власть «зверю, выходящему из бездны». Но его собственное, «ангельское» имя: Сатана (СатАн на иврите).
Различие и даже взаимная вражда между этими двумя богоборческими духами имеет простую психологическую проекцию. Если «князь преисподней» действует на наши низшие, животные начала, пробуждая в нас звериные, жестокие страсти, то «князь воздуха» воздействует на высшие проявления нашей психики: разум, интуицию, человеческие чувства. Богоборчество здесь проявляется через более «элитарные» свойства души, более утонченные страсти: гордыня, творческая зависть, презрение к животному началу в человеке, особенно в ближнем. По сути, Рахав хочет превратить человека в зверя, тогда как СатАн хочет превратить человека в бестелесного ангела, подобного себе.
И вот именно СатАн господствует в «воздухе» – где пребывает большинство человеческих душ после смерти человека. Само это «царство», появилось только благодаря подвигу Иисуса, освободившего души от власти преисподней. СатАн хочет относиться к Иисусу не как к «врагу», но как к своему «помощнику» и «слуге»: для этого он искажает, «стилизует» образ Иисуса, данный в Евангелии и в Откровении. В этой «расстановке ролей» выражается убеждение – ангел в силу своей бестелесности якобы «выше» человека. Даже в Коране Иблис упрекает Аллаха за то, что тот требует от него «преклониться перед Адамом»: «Меня Ты сделал из огня – а его из комка слизи». В художественной форме такое «евангелие от Сатаны (Воланда)» ярко представлено в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Если же рассматривать следы влияния СатАна в человеческой культуре после Иисуса, то они обнаруживаются везде – Церковь пребывает в неустанной борьбе против этого влияния с самого начала и доныне. Сопротивляется СатАну и здоровое человеческое начало, идущее от Адама – но без прямой помощи Божией оно постоянно терпит поражения.
СатАн претендует на то, что быть «мудрее и добрее Бога» – того Бога, который открыт нам в Писании. Учение о том, что в Лице Иисуса Бог Авраама, Исаака, Иакова, оставаясь Богом, становится также и человеком, СатАн, конечно, яростно отрицает, как и учение о Триедином Боге.
Ошибаются те, кто говорят, что о посмертном состоянии душ мы, якобы, «ничего не знаем». Об этом написано множество книг. Для того, кто хочет подробно и детально узнать состояние душ в этом «воздухе», достаточно, например, открыть книгу Эммануэля Сведенборга: «О небесном мире духов и об аде». Там подробно описано учение того, кто называет себя «господином» этого царства: имя СатАн он к себе не применяет – но называет себя «просто» «единым богом» – причем таким, который «не делится» на три части. «Люди церкви», верующие в Бога-Троицу, «не принимаются» в это царство… Многое открывает нам об этом и «Роза Мира» Даниила Андреева, который, описывая картину мира, как ее видит СатАн, был при этом добросовестным прихожанином церкви Ильи Обыденного в Москве.
СатАн стремится прежде всего овладеть человеческим разумом, поэтому его влияние наиболее мощно проявляется в ложных учениях о Боге, человеке и мiре. Кратко перечислим их:
1. Недоверчивое и враждебное отношение к Библейскому откровение о Боге; ОТРИЦАНИЕ того, что Бог Моисея, Яхве – есть истинный Бог.
2. Учение о том, что Бог ПОДЧИНЕН человеческим понятиям о добре и зле.
3. Учение о том, что Бог и Вселенная – это ОДНО И ТО ЖЕ, или грани одного и того же.
4. Учение о том, что человек есть дух, воплощенный в теле, и отсюда – учение о ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ душ.
5. Глобальный ПЕССИМИЗМ: учение о том, что исторический процесс завершается победой сил зла.
Уже из этого перечисления можно видеть, насколько широкую и всеобъемлющую власть имеет СатАн над человеческим сознанием, в особенности над сознанием РЕЛИГИОЗНЫМ – в том числе и Христианским.
Человек вступил в царство разума – и Господь дал ему возможность укрепить и раскрыть мощь своего богозданного разума в борьбе с сильным противником.
В то же время разум – одна из важнейших, но не единственная способность человека. Как и другие проявления человека – наивысшее развития этой способности дается только путем приобщения к Богу через Его Энергии. Это означает – при всем уважении к своему разуму – не обожествлять его, но убедить его смириться и занять положенное ему, вполне достойное, место.
В этом, 2018 году, Великая Суббота совпала с Благовещением: тем решающим событием в деле Божественного домостроительства – которое радикально изменило ход человеческой истории. Бог, оставаясь Богом, стал также и человеком – никакой человеческий разум сам по себе постичь этого не может. Но если бы ВСЕ, что делает Бог, было бы человеку ПОНЯТНО – то какой же это Бог! Все, что мы знаем о Боге, мы знаем только от Него Самого – но не от собственного ума.
Какова же дальнейшая судьба тех душ, которые сейчас пребывают в «воздухе»? Прежде всего, их судьба определяется судьбой их временного «хозяина», изображающего из себя «единого бога». Эта судьба описана в Откровении Иисуса Христа апостолу Иоанну: после битвы в небе (в «воздухе»!) с архангелом Михаилом, дракон «низвержен на землю». Последовательные этапы падения ангела по имени СатАн отражены в текстах Священного Писания http://www.regels.org/Satan.htm
Когда СатАн низвержен, то подчиненное ему множество душ обретает свободу и каждому предстоит свой выбор: вернуться в преисподнюю или начать процесс приближения к Богу. Это – последний выбор перед ГЛАВНЫМ событием в истории Божьего Творения: всеобщим Воскресением, то есть воссозданием целостного человека – с душой и телом. Об этом пока нам открыто немного – но по мере приближения этого события тайна будет все более приоткрываться. Пока же нам надо исполнять то, что непосредственно стоит перед каждым из нас: здесь и теперь.
В силу того, что между любящими душами устанавливается глубокая связь, преодолевающая границу жизни и смерти, наши молитвы об умерших имеют огромное значение для них. Возможно, некоторые из них уже сейчас с нашей помощью могут вырваться из своего «воздушного плена» и подняться в сферу Божественного Света. А если даже не сейчас, то мы поможем им подготовиться к моменту решающего выбора – когда «воздушное царство» будет разрушено Михаилом.
Но основа грядущей победы на всеми врагами Бога и человеческого рода – уже заложена в нисхождении души Иисуса во ад и последующем Его телесном Воскресении.
P.S. Не может один и тот же персонаж одновременно быть "князем преисподней" и "князем воздуха"! Разные места, разные возможности, разные способы воздействия на человека. Также время и повод для отпадения от Бога у них совершенно разные. Например, во времена Иова Сатан еще не отпал (приходит среди "сынов Божиих", то-есть ангелов), а "князь преисподней" держит у себя души умерших со времен Адама.Главное "достижение" князя воздуха - он убедил христиан в своем НЕСУЩЕСТВОВАНИИ, и даже свое имя отдал "князю преисподней", себе же присваивает другое имена: Абсолют, Единый, Мировой Дух и т.д. Когда же враг становится анонимным и как бы несуществующим, то с ним становится очень трудно бороться. Именно благодаря этому он с Евангельских времен стал "князем мира сего" - даже среди христиан почти не осталось никого, кому он в той или иной степени не "заморочил голову".
Можно понять логику евреев, которые не верят в Евангелие и ничего не знают о том, что Сатан, один из Божьих ангелов, из зависти к Иисусу "ниспал с неба как молния" (Лк.10:18). Поэтому они против соблазнов "воздушного князя" духовно беззащитны. Во всех моих разговорах на эту тему с евреями они просто недоумевали, каким это образом зло может действовать СВЕРХУ. Но христианам приходится одновременно вести борьбу не только против "преисподних духов", но и против "духов злобы ПОДНЕБЕСНОЙ" - если раньше зло действовало из-под земли, то теперь на них "обрушилось небо". Об этом ВЕРХНЕМ источнике греховных "помыслов" особенно много свидетельствуют опытные монашествующие молитвенники. Чтобы объяснить, каким образом дух преисподней может действовать СВЕРХУ, иконописцы изображали его туловище в аду, а ЕГО ШЕЯ ДОСТАВАЛА ДО ПРЕСТОЛА БОЖИЯ!
И каким образом "дракон, сходящий С НЕБА" (Откр.12:8-9) может отдать свою власть "зверю, выходящему из бездны" (13:3), если это - один и тот же персонаж? Различие между ними отчетливо выражено в тексте: "И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю" (13:3-4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий