"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Владимир Емельянов: Суть профессии преподавателя изменилась

После заседания нашей кафедры, прошедшего онлайн, стало понятно следующее.

Суть нашей профессии не меняется, а уже изменилась. Преподаватель был сперва пастырем, потом проповедником. Особенность преподавания в наше время - превращение вузовского учителя в инструктора. Все книги студент может найти сам, не заходя в бумажную библиотеку. Это раньше преподаватели носили их нам из дома в портфелях или в сумке на колесиках.

Теперь ничего тайного и недоступного быть не может. В сети есть и учебники, и хрестоматии. Высоко мотивированный студент все найдет сам. Слабо мотивированного учить не стоит. Не дай Бог он дойдет до диплома, да еще потом останется по прихоти случая на кафедре. Это конец. Так и не приобретя мотивации, смысла своей работы, он будет из карьерных соображений давить все, что шевелится. На кафедре не будет научных проектов, интересных диссертаций. Единственная функция, которая еще осталась преподу - инструктаж: в каком порядке что проходить, проверка заданий, руководство курсовыми и дипломами. И, конечно, преподавателю гуманитарных профессий нет никакого смысла приходить куда-то, если можно прекрасно учить из дома.

Можем ли мы сегодня быть примером для своих студентов? Нет, не можем. После бакалавриата человек имеет возможность уехать учиться в Европу или США, и именно там он поймет окончательно, что учеба у нас была только начальной школьной ступенью. Подлинно высшее образование получают только там, где получили его Ломоносов, Менделеев и крупнейшие русские востоковеды - в Германии. Отсюда сегодня факультетский крен на изучение именно немецкого языка (хотя сами немцы все больше пишут по-английски, но востоковедная научная литература прошедших трех веков - в основном, немецкая).

В общем, получается, что мы по факту - сетевой бакалавриат. И в этом качестве еще как-то нужны студенту.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...