В культуре нового времени образ злого клоуна берет начало в рассказе Эдгара По «Прыг-скок», в котором карлик-шут мстит обидевшим его королю и его свите, хитростью заманивая их в ловушку и сжигая живьем подвесив к пылающей люстре бального зала…
Клоун — зловещая, вообще-то говоря, фигура. Современные словари расскажут вам, что слово это происходит, возможно, от английского clowne, cloyne в значении «деревенщина»…
Всё здесь, однако, далеко не так безобидно. И Голливуд совсем не случайно поставляет сегодняшней варварской публике поток клоунов-маньяков. Те, кто ощущает в фигуре клоуна нечто демоническое, будут правы.
Слово это обрело популярность в XVII веке, вскоре после казни Кромвелем короля Англии Карла Первого. Именно тогда в английских цирках появилась фигура клоуна clown, изображающая убитого короля, что с одной стороны весьма веселило пуританскую публику, а с другой – несколько растворяло культурный шок (сгущай и растворяй – написано на руках демона Бафомета, к которому мы еще вернемся). Ведь для традиционного христианского сознания убийство короля – тягчайшее преступление, по сути – покушение на самого Бога («Не прикасайся к помазанникам моим», — говорит Библия).
Само слово clown обыгрывает crown (корона), намекая на голову казненного монарха, которая катится с эшафота по мостовой, теряя корону (даже графически это подчеркнуто: в англ. языке буква «l» подобна перевернутой «r»).
Подобные зловещие игры издревле практиковалось в среде враждебных Церкви и Короне тайных обществ. Достаточно вспомнить образ Бафомета, которому поклонялись духовно переродившиеся рыцари-тамплиеры… Или образ «соломенной вдовы», под которой в среде фрондирующих рыцарей-трубадуров при дворе Алионоры Аквитанской понималась Католическая церковь.
С началом Реформации, т.е. всеохватывающей революции против традиционного мира, подобные образы стали повсеместно внедряться в массовое сознание. Настоящую же широкую популярность слово клоун обрело уже после французской революции и казни короля Франции Людовика XVI.
Итак, перед нами, в сущности, символ современного мира, смыслом которого являются уже не Церковь и Царство (истина и добро), а их духовные перевертыши – Circus и Сlown.
После того, как фигура истинного Царя устраняется, на историческую сцену, подхватывая корону казненного монарха и напяливая ее на себя, выходит клоун. Его функция – переворачивать смыслы вверх ногами, делать черное – белым, низкое – высоким. Клоун – это тень короля, это – дверь в инферно…
Клоун — зловещая, вообще-то говоря, фигура. Современные словари расскажут вам, что слово это происходит, возможно, от английского clowne, cloyne в значении «деревенщина»…
Всё здесь, однако, далеко не так безобидно. И Голливуд совсем не случайно поставляет сегодняшней варварской публике поток клоунов-маньяков. Те, кто ощущает в фигуре клоуна нечто демоническое, будут правы.
Слово это обрело популярность в XVII веке, вскоре после казни Кромвелем короля Англии Карла Первого. Именно тогда в английских цирках появилась фигура клоуна clown, изображающая убитого короля, что с одной стороны весьма веселило пуританскую публику, а с другой – несколько растворяло культурный шок (сгущай и растворяй – написано на руках демона Бафомета, к которому мы еще вернемся). Ведь для традиционного христианского сознания убийство короля – тягчайшее преступление, по сути – покушение на самого Бога («Не прикасайся к помазанникам моим», — говорит Библия).
Само слово clown обыгрывает crown (корона), намекая на голову казненного монарха, которая катится с эшафота по мостовой, теряя корону (даже графически это подчеркнуто: в англ. языке буква «l» подобна перевернутой «r»).
Подобные зловещие игры издревле практиковалось в среде враждебных Церкви и Короне тайных обществ. Достаточно вспомнить образ Бафомета, которому поклонялись духовно переродившиеся рыцари-тамплиеры… Или образ «соломенной вдовы», под которой в среде фрондирующих рыцарей-трубадуров при дворе Алионоры Аквитанской понималась Католическая церковь.
С началом Реформации, т.е. всеохватывающей революции против традиционного мира, подобные образы стали повсеместно внедряться в массовое сознание. Настоящую же широкую популярность слово клоун обрело уже после французской революции и казни короля Франции Людовика XVI.
Итак, перед нами, в сущности, символ современного мира, смыслом которого являются уже не Церковь и Царство (истина и добро), а их духовные перевертыши – Circus и Сlown.
После того, как фигура истинного Царя устраняется, на историческую сцену, подхватывая корону казненного монарха и напяливая ее на себя, выходит клоун. Его функция – переворачивать смыслы вверх ногами, делать черное – белым, низкое – высоким. Клоун – это тень короля, это – дверь в инферно…
Комментариев нет:
Отправить комментарий