"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Adinath Jayadhar: Бхайрава и ведические мудрецы

После того как Бхайрава оторвал голову Брахме, он скитался по миру обнаженным, с длинными растрепанными волосами, украшенным живой змеей, собирая подаяние в чашу из черепа, сопровождаемый собакой, стаей шакалов и свитой из бхутов и гоблинов.

Миф рассказывает о том, как преследуемый Брахмахатьей, следуя от этапа к этапу своих странствий, Бхайрава забрел в лес гималайских кедров, где жили семь риши (семь ведических мудрецов) вместе со своими женами. Эти аскеты были сыновьями Брахмы, прародителями варны брахманов, высшей из четырех варн древнего социума. Они стремились к духовному совершенству, выполняя суровый аскетический тапас и поддерживая священный огонь. Бхайрава пришел в этот лес, чтобы испытать их веру проявлением буйного анархического мятежа против всех ортодоксальных устоев, а также открыть им бхайрава-кали-дхарму. 

Когда он вошел в селение риши, то не застал их. Мудрецы незадолго до этого ушли в лес. Бхайрава, интоксицированный букетом магических зелий, был дик и очарователен. Он был абсолютно обнаженным, и только пепел сожженных трупов, служил ему украшениями и покрывал все его тело. Бродя вокруг хижин риши, эротично танцуя, и держа свой эрегированный половой орган в руке, он стал просить у жен риши милостыню. Он то дико танцевал, то кричал, то бродил вокруг жилища отшельников подобно нищему. 

Те были настолько соблазнены его нагой красотой, что оставили всякий стыд. Они бросились к нему, забыв про благопристойность и изнемогая от сексуального желания. Женщины распустили волосы, некоторые из них катались по земле и делали призывные жесты даже в присутствии мужей, когда те вернулись из леса.

Аскеты не узнали Бхайраву, явившегося перед ними абсолютно нагим, дико танцующим и поющим, держащим в руках только череп Брахмы и свой половой член, окруженным их женами, а также гоблинами, шакалами и собаками. Бхайрава выглядел одновременно и развратно и зловеще. Риши не поняли, что Бхайрава ломает все ограничения и границы, потому что он и его духовный путь – вне всяких умственных, эстетических и социальных ограничений.

«Что это за несвятой отец? Разве так должны выглядеть и вести себя странствующие подвижники?!» - возмутились риши – «Мы сейчас тебя научим правильным манерам и уму-разуму!». Они так разгневались на безумного Бхайраву, что прокляли его член таким ужасным проклятием, что пенис Бхайравы тут же отвалился и упал на землю. Однако, упав, он превратился в колонну огня, а на месте старого лингама вырос новый лингам. Он также был проклят, отвалился, упал и превратился в огненный свет, а у Унматтабхайравы снова вырос огромный лингам. И так множество раз.

Увидев такое сочетание внутренней духовной силы с внешней красотой мужского тела, жены аскетов решили оставить их, и неотступно следовать за Бхайравой. 


Согласно "Шива пуране", как только мудрецы распознали Шиву, он передал им наставления: «Страсть бога невозможно остановить. Мир не найдет покоя до тех пор, пока для моего полового органа не найдется достойного места. И нет для него лучше места, чем йони владычицы горной страны (Бхайрави, Парвати). Как только она поместит в себя мой лингам, так сразу же в мир придет покой». Затем Шива наставляет мудрецов, как следует почитать Лингам: «До тех пор, пока фаллос не будет установлен – не будет мира ни в одном из трех миров. Чтобы умиротворить божественный лингам, нужно построить основание для него в форме вагины. И установив его там с молитвами, подношениями, простиранием, гимнами, под сопровождение музыкальных инструментов, надо поливать его святой водой, Затем следует призвать Бога, говоря: «О, владыка, ты источник вселенной, ее ось и основа. Ты присутствуешь во всем, что существует. Вселенная – лишь форма твоего бытия. О милостивый, стань спокойным и защити весь мир».

Итак, пранавой мантры этого мифа будет аспект божественности, передающей знания в трансгрессивной манере. При этом в мифе доминирует эротический аспект. Далее следуют два аспекта: интоксикация-безумие и крушение всех табу, правил и норм. Фактически, Унматтабхайрава предстает нам как божественность, проявившаяся как бог хаоса, в ком сплелись мудрость и безумие, любовная страсть и разрушение.

Поскольку Унматтабхайрава родственен Капалабхайраве, имеющему в себе силу Сомы, Чандры (Луны) и Индры, опьяненному сомой – он проявляется как Сома и как Индра. Капалабхайрава и Унматтабхайрава два божественных преступных аспекта одного и того же Махакалабхайравы.

В версии мифа о Бхайраве, описанной в "Сканда пуране", Бхайрава испытывает мудрецов, подослав к ним красивую проститутку Мохини, которая является формой его шакти Варахи. В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду, в то время как Бхайрава в форме нищего соблазнил их жен.

Вот подробная версия легенды о Бхайраве, Мохини, риши и их женах.

Унматтабхайрава и Мохини сочли духовную жизнь семи ведических мудрецов ограниченной, а поведение мудрецов – ханжеским. Риши мнили себя образцами добродетели и благопристойности, глядя свысока на других людей. Бхайрава и его шакти решили проверить: соответствует ли натура семи риши и их жен тому, как они себя позиционируют. Когда риши ушли в лес за дровами, Унматтабхайрава пришел в их селение и начал соблазнять их жен. Очень скоро жены были готовы вступить с ним в любовную связь. Унматтабхайрава предложил им совершить акт любви в пещере, располагавшейся в одной скале, неподалеку от селения риши. В это время прекрасная Мохини вступила в контакт с самими риши. Она заигрывала с ними, осыпала комплиментами, эротически танцевала перед ними и говорила, что для нее будет большой честью, если святые мудрецы подарят ей хотя бы немного любви. Мудрецы возбудились и пришли в соблазн. Они изъявили желание соединиться в любви с восхитительной красоткой, сводящей с ума своими сексуальными флюидами. Мохини предложила риши войти в пещеру и там вступить с ней в любовный союз. Перед этим она решила принять омовение в лесной реке. Мудрецы вошли во мрак пещеры, разделись и стали ожидать Мохини. В это время Унматтабхайрава привел в пещеру жен риши, сказав им, что сейчас он совершит омовение и придет к ним. В пещере жены разделись догола и стали ждать Унматтабхайраву. Услышав в пещере шепот своих жен, риши решили, что это пришла Мохини. Жены риши, услышав, как во тьме к ним приближаются их мужья, решили, что это идет Бхайрава. Когда голые риши столкнулись в пещере со своими обнаженными женами, они были в шоке. Потом они поняли, что Мохини и Унматтабхайрава разыграли их и поиздевались над их благочестивой спесью. Сгорая от стыда и смущения, ведические мудрецы и их жены пререоценили себя более адекватно, что пошло и тем и другим на пользу. Унматтабхайрава и Мохини помогли риши и их женам реалистичнее познать самих себя. А ведь духовный путь – это путь к себе, без самопознания он невозможен.

Эта божественная пара поистине сокрушила гордыню ведических мудрецов и гордость их жен. Варахи и Унматтабхайрава сбивают спесь с людей, введя их в заблуждение, опаивая их интоксикантами, провоцирующими нелепое поведение, заражая их похотью, и на посмешище и позор выставляя их голыми. Они также используют интоксикацию шактипатом и зельями, для того чтобы сбить спесь с «книжных червей»: схоластов-метафизиков и чиновников от религии – показать, что умственные представления о божественности и мироздании – не более чем умственные представления, а не Реальность, являющаяся неописуемой и переживаемой адептами только в прямом опыте.

А. Джайадхар, С. Джайадхар «Абхичара – магия тантрических мистиков и колдунов». Иллюстрация: Художник Вриндаван Дас.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...