"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Санатана Дхарма и две Веданты

Санатана Дхарму (так называют в Индии индуизм) по праву можно назвать древнейшей религией на земле. Ее нельзя привязать к какому-то определенному отрезку времени, у нее нет конкретного основателя. Взгляд самых древних религиозных книг в истории человечества – Вед (Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы) таков: Санатана Дхарма появилась одновременно с творением Вселенной.

На сегодняшний день в мире насчитывается более одного миллиарда последователей Санатана Дхармы.

В ведических текстах Санатана Дхарма не считается каким-то одним учением, но скорее определенным видением жизни и духовного пути. В этом контексте можно говорить о том, что все известные в настоящее время религии отражают ту или иную сторону Санатана Дхармы.

Юридическое определение Санатана Дхармы (индуизма) было дано Верховным Судом Индии в 1966 году, с уточнениями, внесенными 2 июля 1995 года оно включает семь основных признаков:

1. «Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах».

2. Наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна.

3. Признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии.

4. Вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности).

5. Признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями.

6. Осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов».

7. Понимание того, что в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов.

Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев.



Основные принципы и постулаты Санатана Дхармы:


 • Яма

- Ахимса – ненасилие.

- Сатья – правдивость.

- Астейя – неприсвоение чужого.

- Брахмачарья – воздержание для монахов и умеренная сексуальная жизнь для мирян.

- Апариграха – нестяжательство.


• Нияма

- Тапас – самодисциплина, способность к  самоконтролю и усердной духовной практике.

- Сантоша – удовлетворенность тем, что есть, радостное отношение к жизни, благодарение.

- Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты, чистота тела и чистота помыслов.

- Свадхьяя – изучение священных текстов.

- Ишвара-пранидхана – принятие Бога как единственного идеала в жизни, посвящение своей жизни познанию Бога и духовному пути.


• Карма и мокша

Вера в то, что любое совершенное действие приносит соответствующие результаты, отсюда стремление накапливать положительные результаты и избегать не гармоничных проявлений тела, речи и ума, чтобы не накапливать дурных причин. Вера в то, что за счет верного духовного руководства и усердной практики можно достичь Освобождения от связанности земной, смертной реальностью.


• Садхана и тапасья

Вера в методы, полученные от учителей, и усердная практика их в течение жизни вплоть до достижения Освобождения. Приведение всей жизни в соответствие с практикой пути.


• Принцип Гуру-ученик

Принятие духовных авторитетов, прямого руководства.


Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.

1. Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны – слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

2. Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и Непроявленной Реальностью.

3. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.

4. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.

5. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

6. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божественные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таинства, так же как и личное совершение обрядов, создают общение с этими девами и богами (махадевами).

7. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопознанию и медитация.

8. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричинение вреда.

9. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понимания.

Садгуру Шивайя Субрамунийя Свами «Танец с Шивой»


ПАНЧА-ШРАДДХА (санскр. пять верований) - это  краткое описание  индуистского "символа  веры":

Сарва брахман: Бог, Абсолют – есть все, он пребывает во всем, душа также божественна.

Мандира: вера в храмы и божественных существ, с которыми можно устанавливать связь через ритуалы почитания, молитвы и поклонение.

Карма: вера в закон причин и следствий.

Сансара-мокша: мир есть круговорот рождения-смерти обусловленных душ, и от этого круговорота необходимо освобождаться.

Веды и садгуру: необходимость священных писаний и гуру-духовного учителя.

Сердцевиной Санатана Дхармы является учения о недвойственности  (Адвайта-Веданта) и двойственности (Двайта-Веданта) мира.

Вот основные постулаты Адвайты:

• Весь мир есть проявление ума, творящее сознание и сотворенный мир неразделимы как сон и сновидец.

• Мысль «Я есть тело» – ложна, понимание «Я есть Абсолют» – истинно.

• Все неведение относительно природы Реальности устраняется через самоисследование и медитацию.

Вот основные постулаты Двайты:

• Весь мир есть реальность, а не представление ума.

• Брахман (бог) и мир (пракрити) различны.

• Мир (пракрити) и душа (джива) независимы друг от друга и никогда не сливаются воедино.

• Брахман (бог) и душа (джива) различны. Души только отражения Брахмана, безграничными способами преломляющих единый свет высшей духовной субстанции. Душа никогда не сливается с Абсолютом, а только служит ему.

• Брахмана (бога) можно узнать через книги откровения.

Двайта-Веданта признаёт три праманы (источника познания): восприятие, логический вывод и свидетельство Вед.  Веды — важнейшая прамана, они содержат не просто абсолютно достоверное знание, но знание решительно обо всем, и эту информацию из них можно извлечь с помощью надлежащего истолкования. Опираясь на Веды, можно логически познать все, что угодно, включая Ишвару (Бога, Владыку мира). То, что в Упанишадах говорится о неопределимости Брахмана, означает только, что его крайне трудно познать. Иллюзии и ошибки в познании возникают вследствие неправильной трактовки чего-то существующего. Мировой иллюзии в смысле недействительности чего бы то ни было просто не может существовать: само понятие ошибочного познания может возникнуть только в том случае, если познание бывает и правильным, и мы в состоянии отличить одно от другого. Таким образом, само представление об иллюзии свидетельствует о существовании реальности.

Основатель Двайта-Веданты Мадхва (Мадхава; 1238-1317) делит все сущее на сватантру (независимую реальность) и паратантру (реальность зависимую). К сватантре относится только верховный Бог (Вишну). Безличность и неопределимость высшей реальности отвергается. Весь остальной мир — паратантра — не сотворен Богом, но вечно существует только благодаря Богу, Воля Бога пронизывает все. Всё, что относится к паратантре, гибнет в конце кальп и потом вновь возрождается. Женская ипостась Бога — Шри, или Лакшми, — также вечна, всепроникающа и вечно свободна; она является творческой энергией Вишну. Зависимое (паратантра) делится на бытие и небытие, бытие — на духовное и недуховное. (Вишну, хотя и превыше всякого потустороннего, зависимого бытия, не относится ни к небытию, ни к сверхбытию). Индивидуальная душа (джива) не может быть тождественна Брахману. Более того, она не является частью, отблеском или ещё чем бы то ни было Брахмана. Выражение Упанишад «tat tvam asi» («то есть ты») Мадхва толкует в смысле подобия души Ишваре. Дживы вечно существуют, обладают свободой воли, но при этом зависят от Вишну. Блаженство присуще дживам по природе, затемнено кармой и проявляется в состоянии освобождения.  Все существа делятся на множество категорий и подкатегорий в соответствии со степенью погруженности в сансару и способности к освобождению. Одни вечно свободны (Лакшми), другие освобождают себя (боги, предки и т. п.), третьи погружены в сансару. Из этих последних некоторые способны к освобождению, некоторые всегда будут скитаться в сансаре, а некоторые обречены на вечные адские муки. Представление о вечных муках для индуизма чрезвычайно нехарактерно, хотя некоторые священные тексты индуизма и могут быть истолкованы таким образом. Ещё более нехарактерно для индийской мысли представление о том, что собственных усилий для освобождения недостаточно: Бог по своей воле избирает некоторые души для спасения. Если добавить к этому то, что спасение возможно даже не через Вишну непосредственно, а только через посредника — Ваю и его воплощения  - Мадхавы — сходство с христианством в августинианской трактовке, давно отмеченное исследователями, становится поразительным. Итак, мир реален, человек не тождествен Богу, и даже среди освобожденных душ существует жесткая иерархия. Соответственно этические и религиозные нормы не могут рассматриваться как условности. Нужно соблюдать религиозные обряды, нужно выполнять мирские обязанности, налагаемые варной, то есть личными качествами, и при этом не быть привязанным к результатам своей мирской деятельности (карма-йога). Джняна-йога, познание Бога и приближение к нему собственными силами, не может привести к спасению. Наилучший же способ достичь освобождения — практика бхакти-йоги, преданное служение Господу. И после освобождения души продолжают служить Господу, имея одну цель и одну волю. Практика преданного служения доступна всем, и среди всех слоев общества могут найтись избранные души, могущие выйти из сансары.

Но есть и позиция Васиштадвайты:

• Мир есть и реальность, и представление ума (илюзия).

Для иллюстрации этого последователи Висиштадвайты пользуются таким примером. Золотые украшения имеют различную форму, но само золото, из которого они сделаны, всегда одинаково. Более того, они утверждают, что, если бы Бог не имел в своем распоряжении всего многообразия тонких и грубых форм, существующих в мире, сама его природа была бы неполной. Например, без царя не может быть царства, без народа тоже не может быть царства и, не будь народа, не было бы царя. Все они взаимозависимы. Поскольку и царь, и царство, и народ связаны нерасторжимыми узами, Вишиштадвайта признает единство этих трех сущностей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...