О "Трудно біть богом" (ТББ) А. и. Б. Стругацких написаны тонны книг, некоторые мне удалось прочитать. И вот что интересно: то, что бросается в глаза при первом же прочтении, остается незамеченным.
Из какого мира пришел дон Румата?
Это мир, где школьники помнят фашистов, где школьники играют в стрельбу из арбалетов, в том числе из мира маршала Тоца (история Ирукана и Арканара их почему-то интересует больше земной), где милые детки учатся бою на мечах.
Где дети живут в интернатах и обучаются и воспитываются специально подготовленными профессионалами, которым дети целиком доверяют.
Где для подготовки разведчика у него на глазах пытают человека (умалчивается, виновного ли хоть в чем-нибудь, и, кстати, где этого человека взяли), а будущий герой должен равнодушно на пытку смотреть.
В фильме “Щит и меч” советского разведчика пытали именно наблюдением за тем, как пытают человека. Советский разведчик сознание потерял. Будущий благородный дон смотрел равнодушно.
Итак, они пришли с другой планеты, вооруженные базисной теорией, неограниченным количеством золота, оружием и технологиями.
И почти сразу стали приближенными королей нескольких стран и очень влиятельными персонами.
В то же время, 20 лет назад, из ниоткуда вынырнул дон Рэба.
Но – про дона Румату. В первой сцене он готов покалечить штурмовиков, если они дадут ему повод. Штурмовики грозятся пожаловаться на него – кому? Дону Рэбе.
Книжник Киун благополучно от всех них сбегает в Ирукан.
Штурмовики отлично знают, куда едет Румата, за разговоры об избе в Икающем лесу хватают немедленно и увозят.
Из этой избы приходят технологии колючей проволоки, мясорубки, самогонный аппарат...
Интересный набор.
А отец Кабани на заметке у дона Рэбы.
Все 6 лет, что Румата на другой планете, он видит, что базисная теория ошибочна.
Другие тоже видят, но считают, что бескровное воздействие - пролитие крови чужими руками - важнее и отказываются видеть реальность – она же не соответствует теории.
Самые совестливые сходят с ума или поднимают бунт – никакого бескровного воздействия здесь нет.
Дон Румата освобождает Арату Горбатого, дает ему деньги и оружие, а тот вырезает богатых в восточной части Арканара. Румата – наблюдатель?
Дон Румата торгует головами книжников с Вагой Колесо. Причем Вага сообщает ему, что его бандиты будут вместе с серыми и Рэбой – против слабоумного короля (подписывающего подготовленные Рэбой приказы об уничтожении книжников), малолетнего принца и дворян.
Прямее некуда. Но благородный дон не спешит спасать принца, хотя его официальное занятие – охрана принца.
Уничтожена обсерватория и книжные лавки. Отца Гаука (которого благородный дон легко мог спрятать, спасти, но не спас) повесили.
В черновике повести у Стругацких подробно описано, как Румата купил Киру – просто всучил ей золотой браслет, хотя она отказывалась, а ее отец и брат отлично поняли, что это значит.
Ох, с какой ненавистью Румата думает о местном населении: мол, если дать им что-то, они все равно останутся такими же плохими.
Ложь, просто их никто не пробовал учить, лечить и воспитывать иначе, вот и все.
Но Румата старательно объясняет Будаху, что, как бог, дать он ничего не может (кроме оружия и золота). Что когда отнимают – это правильно, а вот давать что-то – нет.
И Будах, естественно, отвечает: “Тогда оставь нас в покое”.
Базисная теория рассматривает происходящее, как укрепление абсолютизма, но не желает видеть, что это укрепление религиозного абсолютизма. Фанатиков легко натравить на любого.
Аристократы запуганы, ученые уничтожены.
Дон Рэба, так же возникший из ниоткуда, сознательно и постепенно ослабляет государство.
Мы такое уже видели, не правда ли? Нагромождение нелепостей на нелепости.
А кто стоял за Рэбой, мы увидели в конце.
Теоретики не понимают Рэбу – ума не хватает, они могут только сказать, что он “не”.
Странно, правда?
Старт интриги – письмо доны Оканы Румате.
Румата наблюдает встречу Ваги и Рэбы, слушает их раговор на фене – и ничего не предпринимает. Не спасает Киру, своих слуг, принца.
Они для него – только болванки людей, не люди. Примерно так же думают и другие теоретики, и дон Рэба с его серыми и черными ротами.
Далее у Стругацких – абсолютно правильная и неожиданная вставка: “Никакое государство не может развиваться без науки — его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. ”
Иностранный Орден взял Арканар, Рэба убрал аристократов и серых, а Румата думает, какой Рэба слизняк...
И Арата советует Румате тоже убираться.
Вас все еще удивляет родство Стругацких и Гайдара?
Самозванные боги экспериментируют над чужими им людьми.
Возомнившие себя богами сами не сумели стать даже людьми – из-за своего эгоизма, привычки не заботиться о других и глупой спеси.
Мне тут в голову пришел вопрос – а в чем смысл жизни бога?
(с) silentvoice07
Из какого мира пришел дон Румата?
Это мир, где школьники помнят фашистов, где школьники играют в стрельбу из арбалетов, в том числе из мира маршала Тоца (история Ирукана и Арканара их почему-то интересует больше земной), где милые детки учатся бою на мечах.
Где дети живут в интернатах и обучаются и воспитываются специально подготовленными профессионалами, которым дети целиком доверяют.
Где для подготовки разведчика у него на глазах пытают человека (умалчивается, виновного ли хоть в чем-нибудь, и, кстати, где этого человека взяли), а будущий герой должен равнодушно на пытку смотреть.
В фильме “Щит и меч” советского разведчика пытали именно наблюдением за тем, как пытают человека. Советский разведчик сознание потерял. Будущий благородный дон смотрел равнодушно.
Итак, они пришли с другой планеты, вооруженные базисной теорией, неограниченным количеством золота, оружием и технологиями.
И почти сразу стали приближенными королей нескольких стран и очень влиятельными персонами.
В то же время, 20 лет назад, из ниоткуда вынырнул дон Рэба.
Но – про дона Румату. В первой сцене он готов покалечить штурмовиков, если они дадут ему повод. Штурмовики грозятся пожаловаться на него – кому? Дону Рэбе.
Книжник Киун благополучно от всех них сбегает в Ирукан.
Штурмовики отлично знают, куда едет Румата, за разговоры об избе в Икающем лесу хватают немедленно и увозят.
Из этой избы приходят технологии колючей проволоки, мясорубки, самогонный аппарат...
Интересный набор.
А отец Кабани на заметке у дона Рэбы.
Все 6 лет, что Румата на другой планете, он видит, что базисная теория ошибочна.
Другие тоже видят, но считают, что бескровное воздействие - пролитие крови чужими руками - важнее и отказываются видеть реальность – она же не соответствует теории.
Самые совестливые сходят с ума или поднимают бунт – никакого бескровного воздействия здесь нет.
Дон Румата освобождает Арату Горбатого, дает ему деньги и оружие, а тот вырезает богатых в восточной части Арканара. Румата – наблюдатель?
Дон Румата торгует головами книжников с Вагой Колесо. Причем Вага сообщает ему, что его бандиты будут вместе с серыми и Рэбой – против слабоумного короля (подписывающего подготовленные Рэбой приказы об уничтожении книжников), малолетнего принца и дворян.
Прямее некуда. Но благородный дон не спешит спасать принца, хотя его официальное занятие – охрана принца.
Уничтожена обсерватория и книжные лавки. Отца Гаука (которого благородный дон легко мог спрятать, спасти, но не спас) повесили.
В черновике повести у Стругацких подробно описано, как Румата купил Киру – просто всучил ей золотой браслет, хотя она отказывалась, а ее отец и брат отлично поняли, что это значит.
Ох, с какой ненавистью Румата думает о местном населении: мол, если дать им что-то, они все равно останутся такими же плохими.
Ложь, просто их никто не пробовал учить, лечить и воспитывать иначе, вот и все.
Но Румата старательно объясняет Будаху, что, как бог, дать он ничего не может (кроме оружия и золота). Что когда отнимают – это правильно, а вот давать что-то – нет.
И Будах, естественно, отвечает: “Тогда оставь нас в покое”.
Базисная теория рассматривает происходящее, как укрепление абсолютизма, но не желает видеть, что это укрепление религиозного абсолютизма. Фанатиков легко натравить на любого.
Аристократы запуганы, ученые уничтожены.
Дон Рэба, так же возникший из ниоткуда, сознательно и постепенно ослабляет государство.
Мы такое уже видели, не правда ли? Нагромождение нелепостей на нелепости.
А кто стоял за Рэбой, мы увидели в конце.
Теоретики не понимают Рэбу – ума не хватает, они могут только сказать, что он “не”.
Странно, правда?
Старт интриги – письмо доны Оканы Румате.
Румата наблюдает встречу Ваги и Рэбы, слушает их раговор на фене – и ничего не предпринимает. Не спасает Киру, своих слуг, принца.
Они для него – только болванки людей, не люди. Примерно так же думают и другие теоретики, и дон Рэба с его серыми и черными ротами.
Далее у Стругацких – абсолютно правильная и неожиданная вставка: “Никакое государство не может развиваться без науки — его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. ”
Иностранный Орден взял Арканар, Рэба убрал аристократов и серых, а Румата думает, какой Рэба слизняк...
И Арата советует Румате тоже убираться.
Вас все еще удивляет родство Стругацких и Гайдара?
Самозванные боги экспериментируют над чужими им людьми.
Возомнившие себя богами сами не сумели стать даже людьми – из-за своего эгоизма, привычки не заботиться о других и глупой спеси.
Мне тут в голову пришел вопрос – а в чем смысл жизни бога?
(с) silentvoice07
Комментариев нет:
Отправить комментарий