Власть предполагает тех, кто властвует, и тех, над кем властвуют. Классическая социальная антропология по Гегелю: господин и раб.
Чтобы понять взаимоотношение этих полюсов, нужно ввести сюда третий элемент — юдоль земную.
Господин — это тот, кто имеет стратегию борьбы с юдолью, под которой мы понимаем общий комплекс условий существования, включающий и судьбу, и смысл жизни, и материальные ресурсы. Господин может взаимодействовать с миром, в который он вброшен как смертный индивидуум. Раб не может.
Что значит в данном случае иметь стратегию? Обычный человек воспроизводит себе подобных, повинуясь естественным импульсам, а также под давлением непосредственной жизненной ситуации. Крестьянин обзаводится многочисленным потомством, чтобы опереться на него в своей экономической борьбе за выживание. Он не думает, что будет каким-то образом жить в своих внуках и правнуках — его это не интересует.
Господин придает своему естественному воспроизводству проектный династический характер. Его потомство — это «Дом» с неким именем, существующий сквозь время. Его внуки и правнуки — это бароны или князья, которые будут оставаться подобно ему хозяевами времени, и так будет всегда. Территория для этих господ есть не просто среда обитания, а площадка, где разыгрывается исторический сюжет, в котором они — главные действующие лица.
В данном случае речь идет о простейшей форме стратегии, которая не предполагает иной идеи, кроме избытка личного бытия.
Избыток личного бытия делает человека господином, дефицит такового оставляет его в зависимости от обстоятельств юдоли, превращает этого человека в раба. Речь тут даже не идет о пресловутой пассионарности: личное бытие — это некая жизненная энергетика, которая приподнимает ее носителя над перипетиями судьбы. Драматический герой всегда «больше чем жизнь», и каким-то образом мы не верим, что его приключения завершатся банальным поражением и гибелью. Они и не завершаются!
Г. ДЖЕМАЛЬ
Чтобы понять взаимоотношение этих полюсов, нужно ввести сюда третий элемент — юдоль земную.
Господин — это тот, кто имеет стратегию борьбы с юдолью, под которой мы понимаем общий комплекс условий существования, включающий и судьбу, и смысл жизни, и материальные ресурсы. Господин может взаимодействовать с миром, в который он вброшен как смертный индивидуум. Раб не может.
Что значит в данном случае иметь стратегию? Обычный человек воспроизводит себе подобных, повинуясь естественным импульсам, а также под давлением непосредственной жизненной ситуации. Крестьянин обзаводится многочисленным потомством, чтобы опереться на него в своей экономической борьбе за выживание. Он не думает, что будет каким-то образом жить в своих внуках и правнуках — его это не интересует.
Господин придает своему естественному воспроизводству проектный династический характер. Его потомство — это «Дом» с неким именем, существующий сквозь время. Его внуки и правнуки — это бароны или князья, которые будут оставаться подобно ему хозяевами времени, и так будет всегда. Территория для этих господ есть не просто среда обитания, а площадка, где разыгрывается исторический сюжет, в котором они — главные действующие лица.
В данном случае речь идет о простейшей форме стратегии, которая не предполагает иной идеи, кроме избытка личного бытия.
Избыток личного бытия делает человека господином, дефицит такового оставляет его в зависимости от обстоятельств юдоли, превращает этого человека в раба. Речь тут даже не идет о пресловутой пассионарности: личное бытие — это некая жизненная энергетика, которая приподнимает ее носителя над перипетиями судьбы. Драматический герой всегда «больше чем жизнь», и каким-то образом мы не верим, что его приключения завершатся банальным поражением и гибелью. Они и не завершаются!
Г. ДЖЕМАЛЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий