Йогини, чей культ является центральным для тантрической каула-практики ряда традиций, имеют следующие черты: они представляют собой группу могущественных, иногда воинственных, женских божеств, с которыми в ритуальной практике отождествляются человеческие ведьмы. Обряды каулы основаны на культах богинь и йогинь, средневековых наследниц матрик (Матерей), якшини (дриад) и грахани (захватчиц), принадлежащих ранним традициям. Эти дерзкие женские божества, расположенные на подвижной границе между божественным и демоническим, то ужасны, то милостивы по отношению к людям, которые традиционно почитают их, используя рактабали, принося в жертву животных. Удовлетворённые этими подношениями, йогини (могущие пожирать людей и насылать болезни, управляющие зловещими сущностями) являются в виде восхитительных молодых женщин и ублажают своих человеческих почитателей, даруя им сверхъестественные силы.
В тексте "Кауладжнянанирнайа" мы видим, что употребление в пищу мяса существ с когтями, змей, скорпионов, мышей и лягушек запрещено, потому что тела этих существ (а не только тела человеческих женщин), как правило, являются населёнными йогинями.
Также йогини отождествляются в мифологии, скульптуре и ритуалах с крылатыми фигурами и с птицами. Это живые существа, которых чаще всего можно встретить в их излюбленном земном пристанище, на месте кремации, где человеческие ведьмы, шакалы и птицы, питающиеся падалью, идентифицируются как йогини; отсюда их описание в «Двидсрайе», тексте двенадцатого века как «мерзких ночных птиц». Совершенно естественно, что так много средневековых изображений йогинь представляют собой зооцефальные и авиацефальные фигуры, обладающие человеческими телами и конечностями, но головами животных или птиц. Употребление в пищу человеческой плоти как источника способности йогинь к полету и изменению облика становится обычным явлением в средневековый период.
В отрывке из "Нетра тантры" йогини описываются как способные извлекать в одно мгновение жизнь из людей. В ранних работах по тантрическому колдовству важным знанием о кланах ненасытных йогинь было то, каким способом управлять им. В "Нетра тантре" сказано: «В каждом случае, когда кто-то «запечатан» или «пригвождён» [йогиней или демоном] из данного клана (кулы) [или] тем, кто является частью данного могущества, он может избавиться от своих недугов только с помощью подношения [главе] этой семьи». Так, например, человек, мучимый йогинями и иже с ними, должен почитать их предводителя, Бхайраву.
Специально вызванная одержимость йогинями – один из главных методов достижения целей каулы, «кланово-порождённые» практики, также именуемые «клановой практикой» (кулачара), или «клановой дхармой» (куладхарма), или «кланово-порождённым гнозисом» (кауладжняна). Практикующие каулу в первую очередь заинтересованы в дживанмукти, сиддхах и блаженстве (ананда). Эти могущества достигаются с помощью взаимодействия с йогинями, которые в контексте каулы также идентифицируются с женскими спутницами мужчины-практика. То есть йогини традиций каулы и тантры сразу рассматриваются как женщины из плоти и крови, с которыми мужчины-практики взаимодействуют, и как полубожественные существа-пожиратели, являющиеся объектами культового поклонения. В светской литературе йогини часто изображаются колдуньями или ведьмами, двусмысленными, могущественными и опасными фигурами, к которым дерзнул бы приблизиться только героический мужчина, не говоря уже о попытке их завоевать.
Именно по этой причине прошедшие полную инициацию мужчины-практики каулы именуют себя победителями или мужественными героями (вира); в качестве альтернативы они называют себя совершенными существами (сиддха), идентифицируя себя с полубожественными существами другого порядка, мужскими партнерами йогинь из эпической и средневековой индийской мифологии.
Сиддхи или виры благодаря силе, полученной путем собственной практики, могут предложить йогиням тонкий и могущественный источник энергии. Это их семя (вирья), очищенная эссенция их телесных составляющих. Йогини, удовлетворённые такими подношениями, предлагают вирам и сиддхам свою форму милости. Вместо того чтобы пожирать их, йогини предоставляют им собственное сексуальное выделение, необходимое партнёрам-мужчинам так же, как йогиням необходимо мужское семя.
Однако это мужское требование вытекает из совершенно иного набора потребностей, что имеется у йогинь. Согласно мировоззрению каулы, божество (мужское, а иногда женское, как в случае с исключительно феминной иерархией традиции кали-крама Кашмира) – источник всего бытия и силы в мире – экстернализирует себя в форме серии женских ипостасей, группе (из, как правило, восьми) великих Богинь, которые, в свою очередь, распространяются в многочисленных кругах феминных энергий (часто их 64), которые являются составляющими их свиту йогинями. Эти полубожественные йогини и человеческие женщины, которые являются их воплощениями, а потому несут в своих телах зародышевую плазму божества, что называется «жидкостью клана» (куладравья), «нектаром клана» (куламрита), «эссенцией вульвы» (йонитатва), «приказом» (аджна), «настоящей вещью» (садбхава), или просто «жидкостью», или «кланом» (кула). В то время как эта жидкая эссенция божества естественным образом течёт сквозь женские существа, она отсутствует в мужчинах. Следовательно, мужчина может получить доступ к потоку высшего божества, находящегося на возвышенном центре мандалы, – клановой «схеме потока», – только через йогинь, которые формируют или населяют её внешние круги.
Только через инициацию, данную йогинями, и продолжающееся взаимодействие с ними практикующие мужчины могут получить эту жидкую эссенцию и безграничную энергию божества.
PhD Дэвид Уайт
Комментариев нет:
Отправить комментарий