Кармическая картина мира характеризуется огромной ёмкостью (вместимостью). Нередко положения других, совсем непохожих онтологий находят своё соответствие в ней, если уметь думать. К примеру, в каламе на основе представлений о воле Аллаха утверждается, что и полнейший праведник может попасть в ад или, напротив, грешник и неверующий может быть спасен волею Аллаха.
Мы с этим согласны, поскольку карма созревает иррационально, невычислимо. Человек мог всю жизнь творить лишь добрые дела, а в момент смерти из-за уникальных обстоятельств у него активизировался кармический след его злодейств в поза-позапрошлом существовании - и вот он угодил во ад. Или с другой стороны, кальвинисты полагают, что успешность в земной жизни знаменует спасённость в посмертии. Мы понимаем, что они ошибаются: успешность ныне - результат созревания хорошей кармы. Но нет никаких соображений в пользу того, что эта карма не исчерпается прижизненно или что при смерти не активизируется иная, дурная карма глупости, в результате чего родишься головастиком.
Рождение некоего индивидуума отроду больным, мучащимся всю жизнь составляет огромную нравственную проблему в теодицее, но никаких проблем в кармической картине мира (как, впрочем, и в натуралистической).
В истории западного богословия большую роль сыграл спор между сторонниками взглядов, что спасаются верою (sola fide) или, напротив, делами, поступками. С позиции кармической онтологии дилемма решается без труда. Ведь вера (шраддха) - это некоторое намерение (четана). А карма (произведение, создание некоторой кармы) - как раз намерение и то, что им произведено (поступки). То есть обе стороны всего лишь абсолютизируют частности.
Известно, что "слишком" емкой теории угрожает противоречивость. Но ее я пока ни сам не обнаружил, ни чужих соображений не встречал.
В христианской мысли большое значение играла свобода воли от Августина и по меньшей мере до полемики Эразма Роттердамского с Лютером, да и после нее.
Убеждение о наличии свободы воли (выбора) может считаться также некоторым ответом на серьезный аргумент древних буддистов, обращенный к их современникам монотеистам (санк. ishvaravadin): "Коли ты утверждаешь, что тебя [таким] создал Господь Бог, свершающим такие поступки, то он же, выходит, ответствен за твои злодеяния, а ты сам тут не при чем. Это воззрение, мы полагаем, оправдывает безответственность". (Антецедент обобщенного данного аргумента многократно встречается в истории, хотя бы в попытках оправдаться у военных преступников).
Итак, монотеистами (христианами) предлагается принять, что Бог создал людей со свободой воли (выбора). Отмечу прежде всего, что это понятие (свобода воли, свобода выбора) недостаточно ясное. Очевидно, что волевой выбор имеет место всегда в некоторой ситуации, объективно допускающей разные варианты действий. Если ты падаешь с самолета на землю, то никакого выбора, который бы повлиял на выживание, нет. Все едино разобьешься (хотя ты можешь замереть в ужасе, а можешь твердить ом мани падме хум или на выбор мантру Тары, если ты буддист). Если ты на фронте, то у тебя есть выбор: сражаться, дезертировать, перейти на сторону противника, но варианта сделаться невидимым и неуязвимым и понаблюдать за ходом боя у тебя нет. И т.д.
Теперь покажу, как свободу воли соединить согласно кармическому воззрению с убеждением, что человека создал Бог. Всякое созревание кармы (срабатывание кармических следов, т.н васан или санскар) случается лишь при сочетании внутреннего фактора - предрасположенности - и внешних факторов - обстоятельств, обстановки. На внутренний фактор, на "душу" и ее волю, как скажут христиане, или на санскары, по кармическому воззрению, Бог воздействовать не может (не будет) - "душа свободна". Однако Бог полновластно распоряжается обстоятельствами неодушевленного мира и спокойно может устроить такие внешние обстоятельства, в которых у человека сработает некоторая васана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий