Можно ли переубедить оппонента, если он, на наш взгляд, роковым для себя образом заблуждается? Помимо здравого смысла, отвечающего на этот вопрос сокрушенно и отрицательно, есть вполне научно проверяемые данные, свидетельствующие о том, как трудно (если вообще возможно) исправлять чужие политические убеждения (заблуждения, взгляды и пр.).
Одним из первых это заметил психолог Жан Пиаже, обнаруживший, что любой человек не принимает к сведению информацию, если она противоречит его убеждениям. Однако более современные исследования утверждают, что носитель политических убеждений не просто отвергает информацию, вступающую в конфликт с его картиной мира, а чувствует удовольствие от этого неприятия: сам мозг вознаграждает его за верность.
Дрю Уэстин, психолог и нейрофизиолог, подключал мозг испытуемых к сканеру, что позволило ему получить документальное подтверждение предположению, что мозг человека работает аналитически только при потреблении отрицательной информации о политическом оппоненте. Лишь в этом случае мозг работал рационально и, как говорили комментаторы советских космических полетов, в штатном режиме. При получении негативной информации о "своем кандидате", области мозга, связанные с логическим мышлением, благополучно отключались, зато включались области, связанные с эмоциями. А вот эмоции, в свою очередь, легко отвергали информацию, которую считали противоречивой. Более того, именно в этот момент мозг подопытного выделял эндорфины - естественные опиаты организма - наполняя его теплотой и счастьем. Иначе говоря, человек с легкостью прощал ошибки "своего кандидата", как бы входил в его положение, а за свое благородство вознаграждал себя сам чем-то похожим на маленькую эйфорию.
Именно поэтому так трудно переубедить даже интеллектуально слабого оппонента: мы пробуем бороться логикой, а у нашего противника в ответ одни голые эмоции. Разные, почти не пересекающиеся пространства. На эмоциях, а не логике построена и самая изощренная пропаганда: она доказывает, что потребитель пропаганды прав, даже тогда, когда ошибается. Именно поэтому так легко побеждает имперская и иная тоталитарная пропаганда: ты прав уже потому, что ты принадлежишь к данному сообществу, ты часть этого мифа, идеологии, племени, нации, региона, державы, стада. На этом же, кстати говоря, построена и любая реклама.
Одним из первых это заметил психолог Жан Пиаже, обнаруживший, что любой человек не принимает к сведению информацию, если она противоречит его убеждениям. Однако более современные исследования утверждают, что носитель политических убеждений не просто отвергает информацию, вступающую в конфликт с его картиной мира, а чувствует удовольствие от этого неприятия: сам мозг вознаграждает его за верность.
Дрю Уэстин, психолог и нейрофизиолог, подключал мозг испытуемых к сканеру, что позволило ему получить документальное подтверждение предположению, что мозг человека работает аналитически только при потреблении отрицательной информации о политическом оппоненте. Лишь в этом случае мозг работал рационально и, как говорили комментаторы советских космических полетов, в штатном режиме. При получении негативной информации о "своем кандидате", области мозга, связанные с логическим мышлением, благополучно отключались, зато включались области, связанные с эмоциями. А вот эмоции, в свою очередь, легко отвергали информацию, которую считали противоречивой. Более того, именно в этот момент мозг подопытного выделял эндорфины - естественные опиаты организма - наполняя его теплотой и счастьем. Иначе говоря, человек с легкостью прощал ошибки "своего кандидата", как бы входил в его положение, а за свое благородство вознаграждал себя сам чем-то похожим на маленькую эйфорию.
Именно поэтому так трудно переубедить даже интеллектуально слабого оппонента: мы пробуем бороться логикой, а у нашего противника в ответ одни голые эмоции. Разные, почти не пересекающиеся пространства. На эмоциях, а не логике построена и самая изощренная пропаганда: она доказывает, что потребитель пропаганды прав, даже тогда, когда ошибается. Именно поэтому так легко побеждает имперская и иная тоталитарная пропаганда: ты прав уже потому, что ты принадлежишь к данному сообществу, ты часть этого мифа, идеологии, племени, нации, региона, державы, стада. На этом же, кстати говоря, построена и любая реклама.
Комментариев нет:
Отправить комментарий