Какая все-таки странная вещь - работа преподавателя. По крайней мере, в России.
1. У тебя нет постоянного места работы. Именно места, потому что преподавателю дано место только на время занятия, и уже через пять минут следующий преподаватель выгоняет его из аудитории. Нет времени даже на то, чтобы ответить на вопросы студентов после лекции. Приходится разговаривать в коридорах. На кафедру тоже не зайдешь, потому что там тоже идет занятие (в школе хоть учительская есть). В результате чувствуешь себя кочевником.
2. У тебя нет коллектива, вместе с которым ты занят общим делом. Всей кафедрой встречаемся только раз в месяц (и то чаще всего не со всеми), у каждого своя нагрузка, каждый ведет свои предметы. В результате чувствуешь себя одиночкой.
3. Студенты тоже не даны тебе навечно как коллектив. Ты занимаешься шлифовкой необработанного материала, степень грубости и неотесанности которого зависит от семьи и школы, с чем ты ничего не можешь поделать. После того, как материал готов, он уже не твой. Более того, в процессе шлифовки ты понимаешь, что в твою работу активно вмешивается судьба. У каждого студента она своя, ты уже видишь ее за спиной человека, иногда от этого опускаются руки, но ты не должен их опускать совсем.
4. Твоя основная отрада, твой кайф в профессии - наблюдать, как человек под твоим влиянием переходит от незнания к знанию. Правда, если это получается слишком быстро, то ты списываешь это на его, а не на свои способности.
5. Твоя базовая способность - желание рассказывать. Ты постоянно проходишь между крайностями спектакля и научного доклада. Кто-то хочет увлечь собой, кто-то - своим предметом. На самом деле, оба пути - в никуда. Если ты сам не горишь любовью к своему делу, то и ты сам, и твой предмет не сработают в студентах. Нет, только любовь к самому исследованию, только страсть к установлению научной истины способны перелиться в студентов и сообщить им желание идти тем же путем.
6. Ты создан для потери. Студенты уходят в большую жизнь. Аспиранты защищаются и дальше живут без тебя, с памятью о других, позднее встреченных авторитетах. Сделанное тобой забывается в них, написанное тобой ветшает и оспаривается. Конспекты твоих лекций через десятилетия выглядят смешноватой архаикой. И от рассказанной сказки действительно почти ничего не остается. Остается только то, что она когда-то была рассказана. Так и от спектаклей прошлого в памяти актеров остаются преимуществено анекдоты, а в памяти зрителей - легенды, часто не имеющие отношения к самому действу.
1. У тебя нет постоянного места работы. Именно места, потому что преподавателю дано место только на время занятия, и уже через пять минут следующий преподаватель выгоняет его из аудитории. Нет времени даже на то, чтобы ответить на вопросы студентов после лекции. Приходится разговаривать в коридорах. На кафедру тоже не зайдешь, потому что там тоже идет занятие (в школе хоть учительская есть). В результате чувствуешь себя кочевником.
2. У тебя нет коллектива, вместе с которым ты занят общим делом. Всей кафедрой встречаемся только раз в месяц (и то чаще всего не со всеми), у каждого своя нагрузка, каждый ведет свои предметы. В результате чувствуешь себя одиночкой.
3. Студенты тоже не даны тебе навечно как коллектив. Ты занимаешься шлифовкой необработанного материала, степень грубости и неотесанности которого зависит от семьи и школы, с чем ты ничего не можешь поделать. После того, как материал готов, он уже не твой. Более того, в процессе шлифовки ты понимаешь, что в твою работу активно вмешивается судьба. У каждого студента она своя, ты уже видишь ее за спиной человека, иногда от этого опускаются руки, но ты не должен их опускать совсем.
4. Твоя основная отрада, твой кайф в профессии - наблюдать, как человек под твоим влиянием переходит от незнания к знанию. Правда, если это получается слишком быстро, то ты списываешь это на его, а не на свои способности.
5. Твоя базовая способность - желание рассказывать. Ты постоянно проходишь между крайностями спектакля и научного доклада. Кто-то хочет увлечь собой, кто-то - своим предметом. На самом деле, оба пути - в никуда. Если ты сам не горишь любовью к своему делу, то и ты сам, и твой предмет не сработают в студентах. Нет, только любовь к самому исследованию, только страсть к установлению научной истины способны перелиться в студентов и сообщить им желание идти тем же путем.
6. Ты создан для потери. Студенты уходят в большую жизнь. Аспиранты защищаются и дальше живут без тебя, с памятью о других, позднее встреченных авторитетах. Сделанное тобой забывается в них, написанное тобой ветшает и оспаривается. Конспекты твоих лекций через десятилетия выглядят смешноватой архаикой. И от рассказанной сказки действительно почти ничего не остается. Остается только то, что она когда-то была рассказана. Так и от спектаклей прошлого в памяти актеров остаются преимуществено анекдоты, а в памяти зрителей - легенды, часто не имеющие отношения к самому действу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий