"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Владимир Емельянов: Странная вещь - работа преподавателя

Какая все-таки странная вещь - работа преподавателя. По крайней мере, в России.

1. У тебя нет постоянного места работы. Именно места, потому что преподавателю дано место только на время занятия, и уже через пять минут следующий преподаватель выгоняет его из аудитории. Нет времени даже на то, чтобы ответить на вопросы студентов после лекции. Приходится разговаривать в коридорах. На кафедру тоже не зайдешь, потому что там тоже идет занятие (в школе хоть учительская есть). В результате чувствуешь себя кочевником.

2. У тебя нет коллектива, вместе с которым ты занят общим делом. Всей кафедрой встречаемся только раз в месяц (и то чаще всего не со всеми), у каждого своя нагрузка, каждый ведет свои предметы. В результате чувствуешь себя одиночкой.

3. Студенты тоже не даны тебе навечно как коллектив. Ты занимаешься шлифовкой необработанного материала, степень грубости и неотесанности которого зависит от семьи и школы, с чем ты ничего не можешь поделать. После того, как материал готов, он уже не твой. Более того, в процессе шлифовки ты понимаешь, что в твою работу активно вмешивается судьба. У каждого студента она своя, ты уже видишь ее за спиной человека, иногда от этого опускаются руки, но ты не должен их опускать совсем.

4. Твоя основная отрада, твой кайф в профессии - наблюдать, как человек под твоим влиянием переходит от незнания к знанию. Правда, если это получается слишком быстро, то ты списываешь это на его, а не на свои способности.

5. Твоя базовая способность - желание рассказывать. Ты постоянно проходишь между крайностями спектакля и научного доклада. Кто-то хочет увлечь собой, кто-то - своим предметом. На самом деле, оба пути - в никуда. Если ты сам не горишь любовью к своему делу, то и ты сам, и твой предмет не сработают в студентах. Нет, только любовь к самому исследованию, только страсть к установлению научной истины способны перелиться в студентов и сообщить им желание идти тем же путем.

6. Ты создан для потери. Студенты уходят в большую жизнь. Аспиранты защищаются и дальше живут без тебя, с памятью о других, позднее встреченных авторитетах. Сделанное тобой забывается в них, написанное тобой ветшает и оспаривается. Конспекты твоих лекций через десятилетия выглядят смешноватой архаикой. И от рассказанной сказки действительно почти ничего не остается. Остается только то, что она когда-то была рассказана. Так и от спектаклей прошлого в памяти актеров остаются преимуществено анекдоты, а в памяти зрителей - легенды, часто не имеющие отношения к самому действу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...