По-шумерски её имя Инанна. По-аккадски Иштар. Она дочь луноликого бога Нанны (Сина) и самая яркая из богинь древнего Междуречья, и знаком её являлась восьмиконечная звезда.
Древнейшими небесными богами, отождествляемыми с видимыми сияющими телами являлись синебородый пастырь звёздных стад Нанна (Син), ясноликий правдовидец Уту (Шамаш) и ясноокая, переменчивая норовом Инанна (Иштар) — соответственно Луна, Солнце и Венера. Более всех эти боги почитались в древних Уре и Уруке, где они определённо были главными божествами. Светлоокая Инанна представлялась дочерью луноликого старца Нанны (хотя, изначально её, видимо, возводили до порождения самого всенебесного бога Ана) и сестрою солнцеликого Уту.
Каким образом временами невидимая на небесах Инанна опередила по значимости и Луну, и Солнце (да и сами Небеса) — неясно, но зато это красноречиво свидетельствует о тех чертах, которые ей и приписывались: коварство, изменчивость, страстность (как в делах плотских утех, так и боевых свершений). Она морочит головы, опьяняет и откровенно крадёт. Она мстительна, яростна и злопамятна (горе тебе, человече, если ты вызовешь её гнев! — страшна она во гневе и не остановится ни перед чем, заставив даже сами небеса обрушиться на твою нерадивую голову). Но при этом она страстна и желанна. Она обманула и своего отца, и извела со свету своего мужа, и губила своих любовников, но при всём этом её значимость и почитаемость были неизменно высоки. Инанна, называемая в последствии чаще Иштар, впитала в себя многие черты иных древних богов и заняла место премногих достойных богинь, отправив их в безызвестность.
Главными её полномочиями с древних времён было плодородие (но не материнство), сладострастие и победоносность. Именно она (а вернее её жрицы) принимала главное участие в весеннем совокуплении обряда "Священного брака". Вообще же Инанна/Иштар являлась самым сложным и противоречивым божеством древнего Междуречья, имея совершенно противоположные черты и свойства в разных городах, от места к месту, что со временем лишь усугублялось.
Так или иначе, но именно ясноокая Инанна — сиятельная Иштар оказалась той избранной путеводной звездой, что вела полки Шаррукина на меркнущий Закат — к морю Верхнему, и на пробуждающийся Восход — к морю Нижнему. И всюду в удаче она сопутствовала царю битвы, ставшему властелином всех четырёх сторон света. Быть может это совпадение — но именно Шаррукин ввёл лучников в основу своих войск (без тугой древесины, подходящей на луки, не произрастающей в Междуречье, поражать противника на расстоянии возможно было лишь пращникам). Лучнику необходим зоркий и меткий глаз. И только самый острый глаз способен, порою, при приближении Венеры к Земле, разглядеть её тонкий серпик. Обладал ли таким оком сам Праведный царь? — неизвестно. Но если да, то определённо можно сказать: "его звезда ему улыбалась"
Древнейшими небесными богами, отождествляемыми с видимыми сияющими телами являлись синебородый пастырь звёздных стад Нанна (Син), ясноликий правдовидец Уту (Шамаш) и ясноокая, переменчивая норовом Инанна (Иштар) — соответственно Луна, Солнце и Венера. Более всех эти боги почитались в древних Уре и Уруке, где они определённо были главными божествами. Светлоокая Инанна представлялась дочерью луноликого старца Нанны (хотя, изначально её, видимо, возводили до порождения самого всенебесного бога Ана) и сестрою солнцеликого Уту.
Каким образом временами невидимая на небесах Инанна опередила по значимости и Луну, и Солнце (да и сами Небеса) — неясно, но зато это красноречиво свидетельствует о тех чертах, которые ей и приписывались: коварство, изменчивость, страстность (как в делах плотских утех, так и боевых свершений). Она морочит головы, опьяняет и откровенно крадёт. Она мстительна, яростна и злопамятна (горе тебе, человече, если ты вызовешь её гнев! — страшна она во гневе и не остановится ни перед чем, заставив даже сами небеса обрушиться на твою нерадивую голову). Но при этом она страстна и желанна. Она обманула и своего отца, и извела со свету своего мужа, и губила своих любовников, но при всём этом её значимость и почитаемость были неизменно высоки. Инанна, называемая в последствии чаще Иштар, впитала в себя многие черты иных древних богов и заняла место премногих достойных богинь, отправив их в безызвестность.
Главными её полномочиями с древних времён было плодородие (но не материнство), сладострастие и победоносность. Именно она (а вернее её жрицы) принимала главное участие в весеннем совокуплении обряда "Священного брака". Вообще же Инанна/Иштар являлась самым сложным и противоречивым божеством древнего Междуречья, имея совершенно противоположные черты и свойства в разных городах, от места к месту, что со временем лишь усугублялось.
Так или иначе, но именно ясноокая Инанна — сиятельная Иштар оказалась той избранной путеводной звездой, что вела полки Шаррукина на меркнущий Закат — к морю Верхнему, и на пробуждающийся Восход — к морю Нижнему. И всюду в удаче она сопутствовала царю битвы, ставшему властелином всех четырёх сторон света. Быть может это совпадение — но именно Шаррукин ввёл лучников в основу своих войск (без тугой древесины, подходящей на луки, не произрастающей в Междуречье, поражать противника на расстоянии возможно было лишь пращникам). Лучнику необходим зоркий и меткий глаз. И только самый острый глаз способен, порою, при приближении Венеры к Земле, разглядеть её тонкий серпик. Обладал ли таким оком сам Праведный царь? — неизвестно. Но если да, то определённо можно сказать: "его звезда ему улыбалась"
Комментариев нет:
Отправить комментарий