Недавно меня спросили в Контакте, чувствую ли я себя шумерским жрецом и думаю ли я, что в древности мог жить в районе изучаемых языков. Впервые решил ответить.
Последние двадцать пять лет у нас было слишком много мистических объяснений того, что с нами происходит. Честно говоря, от этого устаешь, потому что на одну иррациональную мысль сразу нанизывают десять таких же, и получается красивая таинственная неразбериха. Если посмотришь вглубь себя и вспомнишь свою жизнь, то нужно честно признать два момента.
Первый заключается в том, что в своем детстве ты не думал про тот народ, которым занимаешься теперь. И даже не знал, что такой народ существовал. И даже никогда не слышал название этого народа. Но в то же время ты ощущал, что известное тебе тебя не вполне устраивает.
И вот второй момент. Ты чувствовал, что где-то должно быть еще что-то, что совершенно совпало бы с тобой. Так современный житель российской провинции иногда не может удовлетвориться известными ему с детства куполами православных церквей, видом мечетей. Он чувствует, что где-то должно быть то, что есть он сам. И тогда становится буддистом, иудеем или бахаистом. То есть, существует сонастройка человека с верой.
Ровно так же и в науке. Я часто наблюдал, как ребята после первого семестра первого курса Восточного факультета внезапно меняют специальность и язык. Они вдруг осознают, что культура, которой они изначально симпатизировали по своему недостаточному знанию предмета, оказывается для них чужда. И им кажется, что другая культура может быть для них ближе. Иногда это оправдывается, иногда нет, и в последнем случае человек осознает, что ему вовсе нужно было не на Восток.
Но когда ты обнаруживаешь тот предмет, который понятен тебе на интуитивном уровне, то тебя вовсе не посещает мысль о том, что ты когда-то в прошлом жил среди этого народа и говорил на этом языке. Напротив, ты начинаешь видеть созвучную с тобой цивилизацию во всех ее противоречиях, со всеми недостатками - и параллельно угадывать те же недостатки в себе самом. Почему я так хорошо это понимаю? Потому что у меня, во мне те же проблемы. Идеализации не происходит, а возникает, напротив, желание не узнавать себя в нем. И это притом, что ты понял пока только целое.
Все, что происходит потом, это мучительное сознание своего неведения предмета в конкретных деталях и накопление сведений, которые бы позволили тебе соединить твое первоначальное понимание предмета как целого с точным знанием о предмете. Это дается не медитациями, а непрерывным сидением над текстами и словарями, постоянным чтением работ коллег и знанием истории предмета в истории науки. И ничем иным. Что-нибудь еще есть за этим? Да, конечно. Это твоя попытка исправить свою природу. Не ходить туда, куда пришел твой предмет, не делать тех ошибок, которые стоили ему совершенства или даже жизни. Не только не сливаться с предметом, но и понимать великое счастье возможности сознательно дистанцироваться от него и тем самым спастись от его участи.
Поэтому счастье узнавания своего кратковременно, хотя без этого счастья невозможна дальше никакая работа с предметом. Дальше начинается путь от своего слияния и созвучия к установлению границ и последующей проработке судьбы предмета в себе. И через эту проработку - к уходу от этой судьбы.
Так что все сложнее, дорогие любители перерождений и жреческих премудростей.
Последние двадцать пять лет у нас было слишком много мистических объяснений того, что с нами происходит. Честно говоря, от этого устаешь, потому что на одну иррациональную мысль сразу нанизывают десять таких же, и получается красивая таинственная неразбериха. Если посмотришь вглубь себя и вспомнишь свою жизнь, то нужно честно признать два момента.
Первый заключается в том, что в своем детстве ты не думал про тот народ, которым занимаешься теперь. И даже не знал, что такой народ существовал. И даже никогда не слышал название этого народа. Но в то же время ты ощущал, что известное тебе тебя не вполне устраивает.
И вот второй момент. Ты чувствовал, что где-то должно быть еще что-то, что совершенно совпало бы с тобой. Так современный житель российской провинции иногда не может удовлетвориться известными ему с детства куполами православных церквей, видом мечетей. Он чувствует, что где-то должно быть то, что есть он сам. И тогда становится буддистом, иудеем или бахаистом. То есть, существует сонастройка человека с верой.
Ровно так же и в науке. Я часто наблюдал, как ребята после первого семестра первого курса Восточного факультета внезапно меняют специальность и язык. Они вдруг осознают, что культура, которой они изначально симпатизировали по своему недостаточному знанию предмета, оказывается для них чужда. И им кажется, что другая культура может быть для них ближе. Иногда это оправдывается, иногда нет, и в последнем случае человек осознает, что ему вовсе нужно было не на Восток.
Но когда ты обнаруживаешь тот предмет, который понятен тебе на интуитивном уровне, то тебя вовсе не посещает мысль о том, что ты когда-то в прошлом жил среди этого народа и говорил на этом языке. Напротив, ты начинаешь видеть созвучную с тобой цивилизацию во всех ее противоречиях, со всеми недостатками - и параллельно угадывать те же недостатки в себе самом. Почему я так хорошо это понимаю? Потому что у меня, во мне те же проблемы. Идеализации не происходит, а возникает, напротив, желание не узнавать себя в нем. И это притом, что ты понял пока только целое.
Все, что происходит потом, это мучительное сознание своего неведения предмета в конкретных деталях и накопление сведений, которые бы позволили тебе соединить твое первоначальное понимание предмета как целого с точным знанием о предмете. Это дается не медитациями, а непрерывным сидением над текстами и словарями, постоянным чтением работ коллег и знанием истории предмета в истории науки. И ничем иным. Что-нибудь еще есть за этим? Да, конечно. Это твоя попытка исправить свою природу. Не ходить туда, куда пришел твой предмет, не делать тех ошибок, которые стоили ему совершенства или даже жизни. Не только не сливаться с предметом, но и понимать великое счастье возможности сознательно дистанцироваться от него и тем самым спастись от его участи.
Поэтому счастье узнавания своего кратковременно, хотя без этого счастья невозможна дальше никакая работа с предметом. Дальше начинается путь от своего слияния и созвучия к установлению границ и последующей проработке судьбы предмета в себе. И через эту проработку - к уходу от этой судьбы.
Так что все сложнее, дорогие любители перерождений и жреческих премудростей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий