пятница, 8 декабря 2017 г.

Владимир Видеманн: Индуистская Троица

Христианская Троица – вечный Отец, исходящий из него Святой Дух и порождаемый им Сын – может быть истолкована в образах вайшнавской картины мира. Согласно последней, всевышним Творцом всего сущего является Махавишну, имеющий три ипостаси.

Первая ипостась – это Каранодакшайи Вишну, божественное тело наивысшего порядка, из выдоха которого исходят (подобно Святому Духу от Бога-Отца) «пузыри» бесчисленных вселенных (брахманды или космические яйца). А при вдохе все эти вселенные вновь возвращаются в его тело, парящее в «океане причинности». Здесь мы видим, в терминах современной астрофизики, цикл сотворения и растворения макровселенной.

В каждой брахманде (макрокосме) Махавишну воспроизводится как Гарбходакашайи Вишну, изображаемый плавающим в космическом океане на гигантском тысячеглавом змее Шеше (тысячеглазый Аргус, обвивающий Древо творения или Небесную ось, отождествляемой в традиционной мифологии с горой Меру или осью вращения Земли). Из пупка этой ипостаси Махавишну рождается (подобно Богу-Сыну от Отца Небесного) Брахма – демиург внутреннего космоса брахманды, наполненного бесчисленными живыми существами. В каждом из этих существ присутствует третья ипостась Махавишну как Кширодакашайи Вишну – индивидуальная душа-Атман (верховный субъект микрокосма), в сущности своей тождественная Брахману и Парабрахману (или двум предшествующим ипостасям Махавишну). Тут, безусловно, нельзя провести четких богословских соответствий, но некоторое родство этих умозрительных концепций очевидно.

Вайшнавизм, как культ Ишвары (Господа), по всей видимости сложился под сильным влиянием западного гностицизма, проникшего в Индию вместе с персами, греками, сирийцами, евреями и другими народами, активно осваивавшими пространство вдоль Шелкового пути после эллинистического завоевания Востока. К примеру, легенда о Кришне как аватара Махавишну во многих ключевых деталях евангельской истории о Христе (предсказание о новом царе, избиение младенцев, бегство Святого семейства). Даже само имя Кришны созвучно имени Христа. Здесь тоже нет зеркального сходства, но параллели налицо. Связь вайшнавской мифологии с западной (халдейской) астрономией (учение Пуран о космических циклах) также представляется не случайной, но имеющей прямое отношение к гностическим доктринам Запада, в которых активно разрабатывалась теория небесных эонов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.