Христианская Троица – вечный Отец, исходящий из него Святой Дух и порождаемый им Сын – может быть истолкована в образах вайшнавской картины мира. Согласно последней, всевышним Творцом всего сущего является Махавишну, имеющий три ипостаси.
Первая ипостась – это Каранодакшайи Вишну, божественное тело наивысшего порядка, из выдоха которого исходят (подобно Святому Духу от Бога-Отца) «пузыри» бесчисленных вселенных (брахманды или космические яйца). А при вдохе все эти вселенные вновь возвращаются в его тело, парящее в «океане причинности». Здесь мы видим, в терминах современной астрофизики, цикл сотворения и растворения макровселенной.
В каждой брахманде (макрокосме) Махавишну воспроизводится как Гарбходакашайи Вишну, изображаемый плавающим в космическом океане на гигантском тысячеглавом змее Шеше (тысячеглазый Аргус, обвивающий Древо творения или Небесную ось, отождествляемой в традиционной мифологии с горой Меру или осью вращения Земли). Из пупка этой ипостаси Махавишну рождается (подобно Богу-Сыну от Отца Небесного) Брахма – демиург внутреннего космоса брахманды, наполненного бесчисленными живыми существами. В каждом из этих существ присутствует третья ипостась Махавишну как Кширодакашайи Вишну – индивидуальная душа-Атман (верховный субъект микрокосма), в сущности своей тождественная Брахману и Парабрахману (или двум предшествующим ипостасям Махавишну). Тут, безусловно, нельзя провести четких богословских соответствий, но некоторое родство этих умозрительных концепций очевидно.
Вайшнавизм, как культ Ишвары (Господа), по всей видимости сложился под сильным влиянием западного гностицизма, проникшего в Индию вместе с персами, греками, сирийцами, евреями и другими народами, активно осваивавшими пространство вдоль Шелкового пути после эллинистического завоевания Востока. К примеру, легенда о Кришне как аватара Махавишну во многих ключевых деталях евангельской истории о Христе (предсказание о новом царе, избиение младенцев, бегство Святого семейства). Даже само имя Кришны созвучно имени Христа. Здесь тоже нет зеркального сходства, но параллели налицо. Связь вайшнавской мифологии с западной (халдейской) астрономией (учение Пуран о космических циклах) также представляется не случайной, но имеющей прямое отношение к гностическим доктринам Запада, в которых активно разрабатывалась теория небесных эонов.
Первая ипостась – это Каранодакшайи Вишну, божественное тело наивысшего порядка, из выдоха которого исходят (подобно Святому Духу от Бога-Отца) «пузыри» бесчисленных вселенных (брахманды или космические яйца). А при вдохе все эти вселенные вновь возвращаются в его тело, парящее в «океане причинности». Здесь мы видим, в терминах современной астрофизики, цикл сотворения и растворения макровселенной.
В каждой брахманде (макрокосме) Махавишну воспроизводится как Гарбходакашайи Вишну, изображаемый плавающим в космическом океане на гигантском тысячеглавом змее Шеше (тысячеглазый Аргус, обвивающий Древо творения или Небесную ось, отождествляемой в традиционной мифологии с горой Меру или осью вращения Земли). Из пупка этой ипостаси Махавишну рождается (подобно Богу-Сыну от Отца Небесного) Брахма – демиург внутреннего космоса брахманды, наполненного бесчисленными живыми существами. В каждом из этих существ присутствует третья ипостась Махавишну как Кширодакашайи Вишну – индивидуальная душа-Атман (верховный субъект микрокосма), в сущности своей тождественная Брахману и Парабрахману (или двум предшествующим ипостасям Махавишну). Тут, безусловно, нельзя провести четких богословских соответствий, но некоторое родство этих умозрительных концепций очевидно.
Вайшнавизм, как культ Ишвары (Господа), по всей видимости сложился под сильным влиянием западного гностицизма, проникшего в Индию вместе с персами, греками, сирийцами, евреями и другими народами, активно осваивавшими пространство вдоль Шелкового пути после эллинистического завоевания Востока. К примеру, легенда о Кришне как аватара Махавишну во многих ключевых деталях евангельской истории о Христе (предсказание о новом царе, избиение младенцев, бегство Святого семейства). Даже само имя Кришны созвучно имени Христа. Здесь тоже нет зеркального сходства, но параллели налицо. Связь вайшнавской мифологии с западной (халдейской) астрономией (учение Пуран о космических циклах) также представляется не случайной, но имеющей прямое отношение к гностическим доктринам Запада, в которых активно разрабатывалась теория небесных эонов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий