«Всяке мистецтво має на меті привести до порядку певну розхристану у житті людину»
Лесь Курбас
Бог создал нас подобными Себе, но позволил нам быть собой. Этот факт рассказывается в Библии как выбор, сделанный Адамом и Евой. Фактически, это означает, что человек начал интерпретировать подаренный ему Мир. Эта способность человека творит интересную конструкцию – представление о Мире. Между Миром и представлениям человека о Мире всегда существуют и будут существовать несоответствия. Они в разных интерпретациях приобретают различную остроту.
Такие несоответствия, определяются недостатками человеческого воображения, и всегда вызывают у человека невроз. Если невроз не сублимируется, то он приводит к накоплению агрессии, которая начинает составлять угрозу выживанию самого человека. Таким образом, выживание человека связано с двумя механизмами: создание адекватного представления о Мире (матрица Культуры) и сублимация невроза, вызванного несоответствием между представлением о Мире и самим Миром. В идеале эти механизмы должны быть неразделимы. Это – высшее искусство. Такое состояние достигается абсолютным доверием к Миру.
Доверие является самым лучшим и наиболее полным инструментом создания представления о Мире и лучшим механизмом сублимации невроза (он просто не возникает). Инструментами матрицы культуры являются вера, традиции, работа, наука, предрассудки, сказки, песни, художественные произведения и т.д. Созданное представление о Мире должно лишать человека страхов, которые возникают у него при обмене информацией с окружающей его средой. Наука обеспечивает мировоззренческое объяснение неизведанного и объясняет причины явлений. Традиции и работа формируют и сохраняют продуктивный опыт, который защищает от повторения ошибок. Сказки, песни, баллады, картины, скульптуры и другие «художественные» произведения, кроме аккумуляции опыта, обеспечивают положительное наполнение времени, тоже сублимируют невроз. Некомпенсированные указанными инструментами страхи человека сублимируются верой, верованиями, суевериями. В свою очередь они активно влияют и на науку, и на традиции, и на «художественные» произведения.
Успех человека формируется в треугольнике супероснов «хочу» — «могу» — «имею». Гармоничный баланс этих составляющих является искусством успеха. Если такой баланс нарушается, то человек получает одномерное искаженное представление об успехе. Опасность такого нарушения сформулирована в когнитивных мемах греха. Одномерный успех, связанный с «имею» (состояние, деньги), при его реализации провоцирует грех «жадности», а при не достижении его – грех «зависти». В случае с «могу» (власть, карьера) мы получаем соответственно грехи «гордыни» и «гнева». Когда искаженный успех связан исключительно с «хочу», то человек попадает в плен или «обжорства и похоти», или «разочарования и лени». Понятие греха, которое было включено в нравственный закон, служило инструментом, который предостерегал от будущих ошибок.
Вера, нравственный закон, работа, традиции, наука и т.д. дополняя друг друга, обеспечивали создание представления человека о Мире и сублимацию невроза, который возникал при несоответствии такого представления Миру.
Деньги – это универсальное мерило обмена между людьми. Сами по себе они ничего не значат, на что указывал еще Адам Смит. Но деньги являются прекрасным инструментом экономической формулы. Они обеспечивают необходимые количественные оценки при сравнении различных товаров и услуг, выборе стратегий поведения на рынке. Если экономику определить как совокупность цели, средств и способов ее достижения, то деньги здесь выполняют лишь второстепенную функцию. Цель определяет моральный закон (это, в идеале, – сублимация невроза), средства определяет объективная реальность, рынок, а способы мы устанавливаем пользуясь экономической формулой (вот тут «возникают» деньги).
Собственно, цель всегда должна служить преодолению страхов и сублимации невроза, но мы об этом надежно забыли или даже не представляем себе это. Когда-то, чтобы преодолеть страхи окружающего Мира, человек строил определенные модели внешнего окружения. Этому служила наука и остальные инструменты матрицы культуры. Искусство обеспечивало координацию человека в таких моделях, его сосуществование с ними и координацию в них.
Нынешние модели Мира, созданные человеком, уже таковы, что сами порождают страхи. Но, вместо того, чтобы изменить модели, человек придумывает дополнительные инструкции по выживанию в этих моделях. Происхождение этого абсурда легко проследить на примере изменения функции денег.
Классическое, органическое место денег в экономике указано выше. Если искусство успеха человека находится в соответствии с Миром (представление о Мире не конфликтное), то есть существует баланс его супероснов «хочу» — «могу» — «имею», то цель экономики устанавливает нравственный закон. При этом средства учтены в соответствии со способами, которые установила экономическая формула. Но, если представление об успехе человека становится искаженным, то цель экономики начинает извращаться соблазнами греха. В общем, это можно сформулировать следующим образом: деньги, вместо инструмента достижения цели, сами становятся целью.
Что обеспечивает такой переход?
Как уже отмечалось, корневой задачей цели является сублимация невроза. Собственно, эта ее задача и является определяющей. Этому способствовали установки нравственного закона. Когда же в соблюдение установок Веры и морали начало внедряться лукавство, то цель начала определяться не верно, она потеряла свое человеческое предназначение. Искаженная цель перестала сублимировать неврозы человека. Такие состояния приводят к агрессии и самоуничтожению, если не будут найдены новые дополнительные механизмы сублимации. Таким компенсаторным механизмом и стали деньги. Искаженные лукавством нравственные законы дополнила установка, что деньги компенсируют все страхи. Что, само по себе, глубоко ошибочно: да, деньги обеспечивают универсальную безопасность от различных страхов, но зато приходит интегральный страх отсутствия денег. Фактически, круг замкнулся. Деньги, которые наделили не свойственным им качеством компенсатора страхов, сами стали порождать страх. Унизив роль нравственного закона, человечество, вместо механизма сублимации невроза, порожденного страхами, само создало механизм воспроизводства страха. Деньги, которые были универсальным инструментом обмена, которые проявляли свой феномен в экономической формуле, а потому, служили предотвращению формирования физиологических страхов голода, жажды, холода, сами стали инструментом невротизации людей.
Нечто подобное произошло и с наукой, которая была призвана творить доброжелательную для людей мировоззренческую картину Мира. Нынешние модели, которые генерирует современная наука, уже больше пугают, чем успокаивают. А результаты некоторых научных исследований не только не сублимируют невроз, а просто начинают составлять прямую угрозу жизни человечества.
Если внимательно проанализировать эволюцию понятия денег и науки и деформацию их назначения, то можно точно установить причину их вульгаризации – игнорирование нравственного закона.
Поэтому, когда мы сейчас начинаем обсуждать пути выхода цивилизации из кризиса, то должны проанализировать причину, обстоятельство, которое обеспечило неверную версию развития человечества. Пока нашу цель будет устанавливать экономическая формула, а не нравственный закон, до тех пор человечество будет все глубже и глубже проваливаться в невротизацию, его будет охватывать агрессия, которая будет вести к самоуничтожению.
Да, некоторое время еще сможет работать «отвлекающая терапия», которая будет опираться на фармакологию, порнографию, вымышленную реальность и деформированное сознание, но это путь с известным концом. По поводу денег существует множество установок. Одна из них: «Деньги не делают человека глупым, но они выставляют дурака на смотрины». Так не пора ли нам «браться за ум»? Находясь в плену действия экономической формулы, нам трудно представить себе подчиненное позиционирования денег, но оно является естественным. В ситуации, когда произошла какая-то потеря, мудрые евреи говорят: «Спасибо, Господи, что взял деньгами». Что это значит? Мудрые счастье человека часто отождествляют с щедростью, отдачей.
Как это сделать подсказывает еще одна установка: «Щедр не тот, кто дает много, а тот, кто дает своевременно». В этой установке, которая понятна и близка всем, акцентом является «своевременно». И самое интересное, что это состояние не определяется ни одной из научных или экономических формул, его подсказывает человеку нравственный закон.
(по страницам книги «Війна і Міф», перевод с украинского)
Валентин Ткач
Лесь Курбас
Бог создал нас подобными Себе, но позволил нам быть собой. Этот факт рассказывается в Библии как выбор, сделанный Адамом и Евой. Фактически, это означает, что человек начал интерпретировать подаренный ему Мир. Эта способность человека творит интересную конструкцию – представление о Мире. Между Миром и представлениям человека о Мире всегда существуют и будут существовать несоответствия. Они в разных интерпретациях приобретают различную остроту.
Такие несоответствия, определяются недостатками человеческого воображения, и всегда вызывают у человека невроз. Если невроз не сублимируется, то он приводит к накоплению агрессии, которая начинает составлять угрозу выживанию самого человека. Таким образом, выживание человека связано с двумя механизмами: создание адекватного представления о Мире (матрица Культуры) и сублимация невроза, вызванного несоответствием между представлением о Мире и самим Миром. В идеале эти механизмы должны быть неразделимы. Это – высшее искусство. Такое состояние достигается абсолютным доверием к Миру.
Доверие является самым лучшим и наиболее полным инструментом создания представления о Мире и лучшим механизмом сублимации невроза (он просто не возникает). Инструментами матрицы культуры являются вера, традиции, работа, наука, предрассудки, сказки, песни, художественные произведения и т.д. Созданное представление о Мире должно лишать человека страхов, которые возникают у него при обмене информацией с окружающей его средой. Наука обеспечивает мировоззренческое объяснение неизведанного и объясняет причины явлений. Традиции и работа формируют и сохраняют продуктивный опыт, который защищает от повторения ошибок. Сказки, песни, баллады, картины, скульптуры и другие «художественные» произведения, кроме аккумуляции опыта, обеспечивают положительное наполнение времени, тоже сублимируют невроз. Некомпенсированные указанными инструментами страхи человека сублимируются верой, верованиями, суевериями. В свою очередь они активно влияют и на науку, и на традиции, и на «художественные» произведения.
Успех человека формируется в треугольнике супероснов «хочу» — «могу» — «имею». Гармоничный баланс этих составляющих является искусством успеха. Если такой баланс нарушается, то человек получает одномерное искаженное представление об успехе. Опасность такого нарушения сформулирована в когнитивных мемах греха. Одномерный успех, связанный с «имею» (состояние, деньги), при его реализации провоцирует грех «жадности», а при не достижении его – грех «зависти». В случае с «могу» (власть, карьера) мы получаем соответственно грехи «гордыни» и «гнева». Когда искаженный успех связан исключительно с «хочу», то человек попадает в плен или «обжорства и похоти», или «разочарования и лени». Понятие греха, которое было включено в нравственный закон, служило инструментом, который предостерегал от будущих ошибок.
Вера, нравственный закон, работа, традиции, наука и т.д. дополняя друг друга, обеспечивали создание представления человека о Мире и сублимацию невроза, который возникал при несоответствии такого представления Миру.
Деньги – это универсальное мерило обмена между людьми. Сами по себе они ничего не значат, на что указывал еще Адам Смит. Но деньги являются прекрасным инструментом экономической формулы. Они обеспечивают необходимые количественные оценки при сравнении различных товаров и услуг, выборе стратегий поведения на рынке. Если экономику определить как совокупность цели, средств и способов ее достижения, то деньги здесь выполняют лишь второстепенную функцию. Цель определяет моральный закон (это, в идеале, – сублимация невроза), средства определяет объективная реальность, рынок, а способы мы устанавливаем пользуясь экономической формулой (вот тут «возникают» деньги).
Собственно, цель всегда должна служить преодолению страхов и сублимации невроза, но мы об этом надежно забыли или даже не представляем себе это. Когда-то, чтобы преодолеть страхи окружающего Мира, человек строил определенные модели внешнего окружения. Этому служила наука и остальные инструменты матрицы культуры. Искусство обеспечивало координацию человека в таких моделях, его сосуществование с ними и координацию в них.
Нынешние модели Мира, созданные человеком, уже таковы, что сами порождают страхи. Но, вместо того, чтобы изменить модели, человек придумывает дополнительные инструкции по выживанию в этих моделях. Происхождение этого абсурда легко проследить на примере изменения функции денег.
Классическое, органическое место денег в экономике указано выше. Если искусство успеха человека находится в соответствии с Миром (представление о Мире не конфликтное), то есть существует баланс его супероснов «хочу» — «могу» — «имею», то цель экономики устанавливает нравственный закон. При этом средства учтены в соответствии со способами, которые установила экономическая формула. Но, если представление об успехе человека становится искаженным, то цель экономики начинает извращаться соблазнами греха. В общем, это можно сформулировать следующим образом: деньги, вместо инструмента достижения цели, сами становятся целью.
Что обеспечивает такой переход?
Как уже отмечалось, корневой задачей цели является сублимация невроза. Собственно, эта ее задача и является определяющей. Этому способствовали установки нравственного закона. Когда же в соблюдение установок Веры и морали начало внедряться лукавство, то цель начала определяться не верно, она потеряла свое человеческое предназначение. Искаженная цель перестала сублимировать неврозы человека. Такие состояния приводят к агрессии и самоуничтожению, если не будут найдены новые дополнительные механизмы сублимации. Таким компенсаторным механизмом и стали деньги. Искаженные лукавством нравственные законы дополнила установка, что деньги компенсируют все страхи. Что, само по себе, глубоко ошибочно: да, деньги обеспечивают универсальную безопасность от различных страхов, но зато приходит интегральный страх отсутствия денег. Фактически, круг замкнулся. Деньги, которые наделили не свойственным им качеством компенсатора страхов, сами стали порождать страх. Унизив роль нравственного закона, человечество, вместо механизма сублимации невроза, порожденного страхами, само создало механизм воспроизводства страха. Деньги, которые были универсальным инструментом обмена, которые проявляли свой феномен в экономической формуле, а потому, служили предотвращению формирования физиологических страхов голода, жажды, холода, сами стали инструментом невротизации людей.
Нечто подобное произошло и с наукой, которая была призвана творить доброжелательную для людей мировоззренческую картину Мира. Нынешние модели, которые генерирует современная наука, уже больше пугают, чем успокаивают. А результаты некоторых научных исследований не только не сублимируют невроз, а просто начинают составлять прямую угрозу жизни человечества.
Если внимательно проанализировать эволюцию понятия денег и науки и деформацию их назначения, то можно точно установить причину их вульгаризации – игнорирование нравственного закона.
Поэтому, когда мы сейчас начинаем обсуждать пути выхода цивилизации из кризиса, то должны проанализировать причину, обстоятельство, которое обеспечило неверную версию развития человечества. Пока нашу цель будет устанавливать экономическая формула, а не нравственный закон, до тех пор человечество будет все глубже и глубже проваливаться в невротизацию, его будет охватывать агрессия, которая будет вести к самоуничтожению.
Да, некоторое время еще сможет работать «отвлекающая терапия», которая будет опираться на фармакологию, порнографию, вымышленную реальность и деформированное сознание, но это путь с известным концом. По поводу денег существует множество установок. Одна из них: «Деньги не делают человека глупым, но они выставляют дурака на смотрины». Так не пора ли нам «браться за ум»? Находясь в плену действия экономической формулы, нам трудно представить себе подчиненное позиционирования денег, но оно является естественным. В ситуации, когда произошла какая-то потеря, мудрые евреи говорят: «Спасибо, Господи, что взял деньгами». Что это значит? Мудрые счастье человека часто отождествляют с щедростью, отдачей.
Как это сделать подсказывает еще одна установка: «Щедр не тот, кто дает много, а тот, кто дает своевременно». В этой установке, которая понятна и близка всем, акцентом является «своевременно». И самое интересное, что это состояние не определяется ни одной из научных или экономических формул, его подсказывает человеку нравственный закон.
(по страницам книги «Війна і Міф», перевод с украинского)
Валентин Ткач
Комментариев нет:
Отправить комментарий